collapse

Автор Тема: Площадка 110 в/ч 20620, Казарцева, потом Дагиля, н.ш. Борисов, 85-87 гг.  (Прочитано 21226 раз)

Оффлайн bobs05Автор темы

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 45
Добрый день!
У нас во 2 роте постоянно в очках ходили кроме меня Дима Курганов - наш старшина, он старшиной пробыл до весны 86, сержант Лобысев - откуда-то с Урала, а из нашего призыва - Сивак, кажется со Свердловска, меньше меня ростом  и щуплый, учился в физкультурном институте на шахматном факультете, его призвали в октябре, когда нас привезли - они уже по два месяца отслужили. Так что ты или его. или меня помнишь. Надо как-нить фотку какую выложить, где вот их искать-то, не помню уж.  Презанятно, я последние дни благодаря этой наше переписке все время про Байконур думаю, вспоминать начинаю какие-то подробности. которые, казалось, давным-давно забыл :) Тебя начинаю вспоминать - как ты у себя в строевой сидишь, и нашего хохла с забытой фамилией премудростям строевого учета обучаешь:)
Про подземелья: мне до сих пор в голову как-то не приходило, что очень многие сооружения и кабель-каналы (мы их паттернами или как-то так звали) могут быть построены давным давно. Зато понятно теперь, почему некоторые из них казались такими древними - они и были древними - получается больше 20 лет. Дойти же можно было хоть куда - я в этом уверен, потому как на один перегороженный подобный подземный ход приходилось множество неперегороженных. Ходили слухи, что кто-то из соседних частей заблудился, и вышел аж на "Веге". Маловероятно, но возможно. Кстати, как-то раз всю нашу часть и обе соседних привлекли к протягиванию кабеля в канале. Было воскресенье, привели нас куда-то в степь между нашей площадкой и двойкой, и вот мы все полторы тысячи человек тянули этот кабель толщиной в руку несколько сот метров, а может и больше. Кабель типа силовой, вообще негнущийся. Протянули, разумеется.  Я потом пытался найти это место под землей, но не нашел. Может, веди я какие карты или схемы, и сумел бы, а так - не получилось (представляю, если бы особисты меня с подобными картами выловили;))) Все на двойку хотел сходить. Еще не получилось на МИКе занырнуть никуда, мы там одно время работали недели три, но не в новом, а в маленьком - старом, тот, что сбоку от нового. Ребятам в первый день экскурсию провели по всему МИКу офицеры, а меня, как назло, не было. Потом ходил с ребятами несколько раз, но самому не получилось ничего увидеть, и доступа никакого к подземельям не нашел, а жаль. Кстати, существование такой всеохватывающей системы подземелий  подтверждает хотя бы то, что никаких столбов с проводами  нигде не было.
А что такое МРБ. не знаю. А по 115 метров вышек не было уже, Энергия - 80 метров, и вышки даже чуть пониже. (Геркулес почти мифический по слухам был высотой 120 метров, для него бы подошли) Фотки никак не соберусь посмотреть, некогда.
Из сержантов после учебки были два туркмена, один так и остался в нашей роте, а второго перевели в 1, он там старшиной что ли был - не помню. Его фамилия как-то на Ф, то же не помню.
А еще пришли трое прапорщиков после учебки, все в 4 роту - не твои сослуживцы?

Оффлайн ерн

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 90
Доброе время суток!
Когда был в строевой части то пришлось восстанавливать исторический формуляр части (это типа истории части с момента образования). Казарцев отправлял по площадкам общаться с офицерами служившими в нашей части раньше, копался в архиве.  Много интересного узнал о нашем батальоне. Часть была сформирована в 1944 году перед Висла-Одерской операцией и называлась тогда "Отдельная инженерно-саперная рота". После Германии попала на Байконур, в арсенал ТуркВО сдали винтовки, пулеметы Дектярева, в дальнейшем была преобразована в 993 военно-строительный отряд. Прошла почти по всем площадкам, до пл.110 была то ли на пл.45 или 95. После взрыва на "двойке" в 1983 году ваша 2-я рота восстанавливала гагаринский старт. Недавно через нет узнал, что весной 1989 года часть разогнали. На этом история части закончилась.
Вооружили  последний раз в нашу часть после того как Президент США Рейган пошутил на весь мир, что отдал приказ бомбить Москву. Нас по тревоги подняли, пытались собрать весь батальон, не получилось. Простояли на плацу часа два и пошли спать, а через некоторое время поступила команда срочно строить оружейку. Привезли первые 30 АК-74, противогазы, а в течении месяца остальное довезли.
Врача Плетенева хорошо помню, он когда оставался в части любил в строевой чай пить. Я тогда прикупил в гражданском магазине на 10 и 110 чайный сервис, электрочайник и чайные ложечки - "культур-мультур" - как на гражданке. В тумбочке пожевать обычно было. После вечернего развода часто попивали чаек с ним. Комбат и Барисов чай особенно не любили, Казарцев курил две пачки сигарет без фильтра, пальцы были желтые прокуренные. Даже если у нас забирал сигареты с фильтром обязательно фильтр отрывал. Курил как паровоз, две свои пачки выкурит за день и начинает стрелять. Но мужик был нормальный, не дурковал, не сочковал, честно служил, солдат берег, почемуто не любил прапоров.
Про высоту вышек возможно я ошибаюсь, никто ведь не замерял ее специально. Но на последней площадке вышку мотает даже при слабом ветре, сам испытывал.
812-0
813-1
МБР мы называли здоровую штуку на 32 колесах, для обслуживания ракеты на старте, ее хорошо видно, она выше агрегатов и сильно напоминает треногу.
У нас в прапора ктото уходил, но точно не помню. На гугле я пометил место наше части, так, для истории.
В отношении шпионов. Может слышал в бругом батальоне нашего УНР поймали одного в штабе, нашего призыва, увезли, вроде бы был трибунал и естественно логический конец. Если мне память не изменяет звали его Мамедов Игорь, с Москвы.

Оффлайн bobs05Автор темы

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 45
Добрый день!
Про часть интересно узнать, на 110 она попала кажется в 1982 году. Разогнали наверное, когда на всю страну заговорили про стройбат, что это дескать, не армия,... и все такое, думаю,помнишь, это и было 1989г. (Кстати, совсем недавно приняли решение упразднить стройбат, говорят, теперь насовсем, он не смотря на все разговоры преспокойно продолжал существовать все эти годы. )
Знаомые служили на 113  в 91г., обслуживали наш старт. когда Совок расыпался, казахи всю площадку пожгли, ничего не осталось, я еще распрошу, кажется там уже солдат не оставалось на тот момент. Они-то дослуживали уже в Казахстане отделившемся, при них старт затопили. По слухам, там сейчас экскурсии проводят, надо в инете поискать, что почем.
Оружие я видел один раз, на присяге - автомат без патронов, нам на всех выдали аж четыре штуки (опасные мы очень).
А твои чашки я отлично помню, чайник и у нас в комитете был, и у нормировщиков и вообще у всех, а вот чашки с ложечками - только в строевой :) Борисову, помниться, иногда в кабинет чай носили. Казарцев комбат хорощий был, держал крепко, но не гонял, уважали его. Я ему из отпуска какие-то книги привез - собирал он их.
Я лазил на самую высокую вышку, с громоотводом - их две было. Офицеры говорили, что она130 метров, и еще два метра - громоотвод. Только до верха я не добрался, долез где-то до середины и думаю: меня же здесь как на ладони видно, если дежурный по старту увидит или кто другие офицеры -пушкари, чего будет-то. Да еще воскресенье, народа на старте нет никого.А видно все так далеко - просто обалдеть. На решетку лег, что бы не так заметно было, и разглядывал родной космодром. А слез - несколько дней руки болели, так натренировался.
Про шпионов ничего не слышал. По большому счету вообще непонятно. что там можно нашпионить. Вообще мы же какие-то бумаги подписывали, какая-то группа секретности была, не помню уж. Еще запрещены были фотоаппараты и магнитофоны - так и у вас наверное тоже. И не велели в письмах про ракеты писать, и все такое. Теперь представь мое безмерное удивление, когда все это суперзасекреченное после запуска Энергии с Бураном появилось во всех газетах, с подробнейшими фотографиями.
 А Плетенев иногда оставался не помню зачем, в наряды он не ходил же, и мы несколько раз у него в санчасти вечеряли - чай пили, болтали. Он с собой из дома японский магнитофон привозил, такая крутизна в то время. Мужик отличный, а как мы ржали, как он бабаев лечил симулянтов, придут с утра - типа заболел, он одного такого отправит на работу, второго, а потом у него терпенье лопнет, третий лбом дверь откроет - и в приемной сразу чисто - все выздоровели!

Оффлайн ерн

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 90
Доброе время суток!
Экскурсии на 110 не водят, объект является режимным. Слишком умная вещь получилась, не всем все нужно знать. А посмотреть эту махину можно и со второго старта, все хорошо видно. Если спустить экскурсантов под землю, (ты же помниш как там) не всего могут выбраться на белый свет. Скорее всего ни кто специально старт не затапливал, я ранее писал, что второе сооружение (самое глубокое) на уровне пятого этажа было затоплено грунтовыми водами. Поломка или отключение дренажных насосов могло привести к таким последствиям. На фотографиях Н-1 хорошо видны оба старта, 5, 6 сооружения, кинобудка и другие сооружения. Это на Энергии установили агрегаты и систему спасения.
На самом верху вышки площадка размером 2мх2м и посередине проем для лестницы, по периметру хлюпенькое ограждение из арматуры. Когда залезли на эту площадку побоялись встать не то, что на ноги, даже на четвереньки встать было страшно. Башню немного мотает от ветра, так лежа на животе самолетики и пускали. Посмотри старт на гугле (космические снимки), он в хорошем разрешении, даже место нашей части видно.

Оффлайн bobs05Автор темы

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 45
Добрый день!
Да уж, из под земли на землю далеко не всегда легко выбраться, сооружения на разных уровнях - 2-3 раза перелез вверх -вниз - и забывыаешь, куда идти. Запертая гермодверь - и все. Пытаешься назад - попадаешь вообще в неизвестное место - иной раз неотличимо похожее на известное, вот и бродишь. По неопытности, еще духами, заблудились - ходили до вечера, обед пропустили, вот горе-то :)
Уровень пятого этажа - это низ газоходов, 24 метра, можно вылезти через гермолюки. В газоходах специальные дренажные ямы были, шестой этаж - ниже, видимо из-зи воды там все цельнометаллическое. Наверное, в самом деле само затопилось, дренажи имели свойство забиваться - один раз я сам принимал участие в их прочистке - в резиновых сапогах до подмышек, брезентовом костюме и в противогазе. Чуть самого не смыло.
При тебе Энергию на старт не ставили? При мне - много раз, и одну, и с Бураном. Первое время стартовый стол еще огораживали решетками, и запускали солдат с автоматами, а потом перестали, можно было подойти и потрогать (я её трогал!!!!!!!!!). На фотках ракета Н -1 много выше, похоже, и сооружения выше.
Чего там секретить, не понимаю. Использовать старт под еще что-то - без переделок не получится, переделать же легче 250. Военных ракет такого калибра вроде и нет - Энергия весит больше 2000 тонн, да ведь нет ни ракетоносителей таких, ни Буранов. Хотя вообще-то, может проектируемый Клипер? Он вроде меньше Бурана.
На космических снимках надпись - окт 1953. Что это может быть?

Оффлайн ерн

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 90
Доброе время суток!
При мне впервые Энергию на телеге притащили на старт,  нашей и третьей роте пришлось чистить рельсы для телеги с тепловозами. Раньше Буран и Энергию по частям (1984 г.) возили по автодороге в сторону 250. Только потом привезли к нам на старт, но в начале притащили пустую телегу. Если не ошибаюсь в феврале 1985 года проводили какие то испытания Энергии на 250, мы в части заклеивали окна бумагой, как в фильмах о воине. Постояла два-три дня на старте и назад увезли.
Режимный объект это ведь не только секретность. Нашим дай волю, сначала лампочки выкрутят, потом унитаз снимут и так далее.
Когда мы служили, может с Байка, а может нет,  запускали какие то объекты под общим названием "Бора", где то читал эта штука послужила прообразом Клипера.
Под землей, во втором сооружении вода ледяная, там даже летом лёд лежал. Лазил в воду без последствии? В октябре 1984 мы всем отделением в ночную смену проспали на полу на третьем или четвёртом этажах и после этого я попал в госпиталь на 118 с воспалением легких. Летом на поверхности +60, а под землей прохладно. Многие с дуру спускались сразу на 5-й этаж и  если везло - простуда, если нет - воспаление.
Н-1 запускали несколько раз и всегда неудачно, несколько раз восстанавливали и перестраивали. Говорили, что последний раз перестраивали в 73-74 годах. СССР с Н-1 проиграл американцам в лунной гонке и по этой причине о ней (ракете) замалчивали. Сейчас о многих вещах пишут, но не все.
Я тут на форуме еще пописываю на другой странице - пьяный стройбат громил Байконур. Почитай, народ во многом сомневается, не верит.

Оффлайн bobs05Автор темы

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 45
Добрый день!
При мне пятый этаж на двойке прогревался к середине лета, а на шестом на стенах иней висел, хотя к концу тоже оттаивал. Однако ни жарко, ни просто тепло там не было никогда. На полу мы никогда не спали: холодно, особо никто и не болел. А воспаления легких точно не помню, но вроде и совсем ни у кого не было.
Н-1 запускали по слухам четыре раза, последний раз в 1974 г. - я вскоре после дембеля, в 1988 г. познакомился с мужиком - он как раз в это время служил: 73-75, я, как он только сказал, что на Байконуре служил, сразу ему: а Геркулес видел? "А он, говорит, при нас взорвался. Нас выстроили на плацу - что бы все видели, старт хоть и далеко, но ракета огромная, видно хорошо." Если не врет, то она немного поднялась, а потом на бок завалилась и взорвалась. Не очень верю в точность описания вот почему: ты же на двойке видел старты неоднократно? У ракеты запускают двигатели - много темно-красного огня внизу под ракетой - затем врубают их на полную мощность - яркий огненный шар непосредственно под дюзами - и ракета взлетает. Я ни разу не видел старт Протона - и площадку-то не видно было, но главным образом ни разу не знали точно, когда будет старт (про двойку нам то гражданские скажут, то кто из офицеров, типа, вот завтра в 15.45 с гагаринского старта ракета полетит), а про Протоны и спрашивали - бесполезно, никто не знал, если бы хоть раз кто заранее сказал - наизнанку бы вывернулся, а все равно откуда-нибудь посмотрел бы, а так их видно было, когда он уже высоко поднялся. Так вот, с двойки практически все время во время старта ракету видно, огонь не скрывает ее. А когда запускали Энергию - часов 10 вечера было, сумерки уже - от запущенных двигателей зарево было  чуть не на пол горизонта, мы уже думали, что она взорвалась - а мы были в Ленинске, за 50 км! Потом в глубине этого огненного зарева яркий-яркий огненный шар - и вверх пошел, медленно - медленно, очень тяжело, не как на двойке (там вжик - и нету ракеты, видно, как на орбиту вышла). А здесь она медленно так поднимается, пламя  - мама дорогая, сколько много (саму ракету не видно, темно уже да и далеко), тишина, вся огромная толпа молчит, напряженное такое ожидание. Такое чувство, ну давай-давай, не взрывайся, знал бы как, подтолкнул бы в космос. Было видно, как ускорители отстреливаются и спускаются на парашюте - первый, затем второй, и немного погодя, почти одновременно третий и четвертый. Было хорошо видно, как она на орбиту вышла. И тут народ как прорвало, я уже об этом писал.
Увлекся. Это я к тому писал, что ракету такой мощности из-за дыма, огня и пыли вряд ли можно увидеть, как она с земли поднимается. Хотя кто знает, может он (Геркулес) довольно высоко поднялся. Но аналог второго сооружения на старом старте - ты был там? - разворочен тем взрывом просто офигенно.
К сожалению, время не хватает - то, что само в руки попадает про космос и Байконур, собираю, самому же искать некогда. Тешу себя мыслью, что вот скоро всю работу переработаю :))) и тогда с удовольствием займусь разнообразными интересностями ;)
 Многое забывается. Когда служил, я знал поименно-пофамильно всю часть, кто откуда и все такое, теперь же и друзей не всех помню. Хорошо, вот этот форум есть, можно записать, что еще не совсем забылось:)

Оффлайн ерн

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 90
Доброе время суток!
Когда мы спустились под землю первый раз, я уже писал, там было как после войны, полная разруха. Никто помещения ни зимой ни летом прогреть не мог, были попытки зимой подогревать калориферами, но безрезультатно. Во второй половине лета 1984 года на пятом этаже ещё лежал лёд. Было много разных проёмов, наши пацаны несколько раз в них падали, обходилось. В сооружениях не было постоянного света, только переноски на 36 вт. Непонятно откуда сквозняки. Со мной в госпиталь только с нашей роты одновременно три бойца попало.
В отношении Геркулеса прикрепил файл (из области популярно  "о космических победах").

Старт Протона был же виден с плаца нашей части, но сам стартовый стол даже с вышки на нашем старте не виден, сам проверял. Я за время службы был на нескольких площадках, а сейчас не могу вспомнить, что на какой находилось.Помню на какой то из площадок служили моряки, может 45 или 95.
При нас поднимали станцию Мир Протоном. Чувствовалось по мощи - аппарат очень серьёзный, необычный.

ГЛАВА 3
Ракетно-космические комплексы
Ракетно-космический комплекс Н1-Л3
Созданию ракеты Н1 предшествовали исследования по возможности разработки ракет с двигателями на основе использования ядерной энергии, в результате которых была показана целесообразность создания тяжёлых ракет-носителей с использованием на всех ступенях жидкостных ракетных двигателей на освоенных компонентах топлива с применением в последующем водорода в качестве горючего и в перспективе - ядерных двигательных установок.
Постановлением Правительства от 23 июня 1960 г. "О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 гг.," предусматривалось проведение в 1960√1962 гг. проектно-конструкторской проработки и необходимого объёма исследований в целях создания в ближайшие годы новой космической ракетной системы со стартовой массой 1000-2000 т, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли тяжёлого межпланетного космического корабля массой 60-80 т, мощных жидкостных ракетных двигателей с высокими характеристиками, ЖРД на жидком водороде, ядерных и электрореактивных двигателей, высокоточных систем автономного и радиотехнического управления, систем космической радиосвязи и т.п.
Постановлением Правительства от 13 мая 1961 г. "О пересмотре планов по космическим объектам в направлении выполнения задач оборонного значения" был определен срок создания ракеты Н1 в 1965 г., однако Постановлением от 16 апреля 1962 г. "О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и ракет-носителей космических объектов" создание РН Н1 было ограничено разработкой в 1962 г. эскизного проекта с необходимым экономическим обоснованием стоимости её создания.
К этой работе были привлечены: по двигателям - ОКБ-456 (В.П.Глушко), ОКБ-276 (Н.Д.Кузнецов) и ОКБ-165 (А.М.Люлька); по системам управления - НИИ-885 (Н.А.Пилюгин), НИИ 944 (В.И.Кузнецов); по наземному комплексу - ГСКБ-Спецмаш (В.П.Бармин); по измерительному комплексу - НИИ-4 МО (А.И.Соколов); по системе опорожнения баков и регулирования соотношения компонентов топлива - ОКБ-12 (А.С.Абрамов); по аэродинамическим исследованиям - НИИ-88 (Ю.А.Мозжорин), ЦАГИ (В.М.Мясищев) и НИИ-1 (В.Я.Лихушин); по технологии изготовления - институт сварки им. Патона Академии наук УССР (Б.Е.Патон), НИТИ-40 (Я.В.Колупаев), завод "Прогресс" (А.Я.Леньков); по технологии и методике экспериментальной отработки и дооборудованию стендов - НИИ-229 (Г.М.Табаков) и др.
При выборе стартовой массы РН Н1 последовательно были рассмотрены многоступенчатые РН со стартовой массой от 900 до 2500 т с одновременной оценкой технических возможностей их создания и подготовленности промышленности страны к их производству.
Расчёты показали, что большинство задач как военного, так и космического назначения решаются РН с полезным грузом массой 70-100 т, выводимого на круговую орбиту Земли высотой 300 км.
 
Лунная "супер-ракета" Н-1
Для проектных проработок РН Н1 был принят полезный груз массой 75 т с использованием на всех ступенях ЖРД на компонентах топлива кислород-керосин. Этому значению массы полезного груза соответствует стартовая масса РН 2200 т, и было учтено, что применение на верхних ступенях в качестве горючего водорода позволит увеличить массу полезного груза до 90-100 т при той же стартовой массе.
Исследования, проведённые технологическими службами заводов-изготовителей и технологическими институтами страны, показали не только техническую возможность создания такой РН с минимальными затратами средств и сроков, но и готовность промышленности к её производству.
Одновременно были определены возможности экспериментальной и стендовой отработки агрегатов РН и блоков 2 и 3 ступени на существующей экспериментальной базе НИИ-229 с минимальными доработками. Пуски РН предусматривались с космодрома Байконур с созданием необходимых технических и стартовых сооружений.
В процессе проектирования были рассмотрены различные компоновочные схемы с поперечным и продольным делением ступеней, с несущими и не несущими баками, в результате чего была принята схема ракеты с поперечным делением ступеней при подвесных моноблочных сферических топливных емкостях, с многодвигательными установками на 1, 2 и 3 ступенях.
Выбор количества двигателей в составе двигательной установки является одной из принципиальных проблем при создании ракеты-носителя. После проведённого анализа было принято решение о применении двигателей с тягой 150 тс по следующим причинам:
- двигатель такой размерности можно было изготовить и отработать практически на существующей производственно-технической и экспериментальной базах; создание двигателя с тягой 600...900 тс потребовало бы новых производственных и экспериментальных баз, что существенно увеличило бы сроки и стоимость разработки ракеты; это тогда считалось недопустимым;
- двигатель с тягой 150 тс хорошо "привязывался" ко 2 ступени ракеты-носителя. Эта возможность была использована и идентичные двигатели, только с увеличенной степенью расширения сопла были поставлены на 2 ступень, что уменьшило номенклатуру двигателей;
- так как надёжность и работоспособность двигателей зависят от количества проведённых стендовых испытаний (суммарного времени "наработки"), то при равных экономических затратах большую надёжность можно получить отрабатывая двигатели меньшей тяги;
- при многодвигательной установке возможно резервирование двигателей (при выключении отказавшего), что существенно повышает вероятность выполнения задачи. Для этой цели на 1, 2 и 3 ступенях носителя была установлена система контроля работы двигателя "КОРД", которая отключала двигатель при отклонении контролируемых параметров его от нормы. Тяговооруженность РН была принята такой, что при отключении одного двигателя на начальном участке траектории полёт продолжался, а на последних участках полёта 1 ступени можно было отключать и большее число двигателей без ущерба для выполнения задачи. Забегая несколько вперед, следует отметить, что из-за ограниченности сроков разработки ракетного комплекса на лётные испытания РН вышла с низким уровнем надёжности единичного двигателя, а система "КОРД" имела недостаточную систему алгоритмов выявления предаварийного состояния двигателей и невысокую помехозащищенность аппаратуры (это привело к выдаче ложного сигнала на выключение двигателей при первом пуске РН), а перед началом лётных испытаний прошла недостаточный объём отработки в сопряжении с другими системами ракеты (например, с системой энергопитания).
Были проведены специальные исследования по обоснованию выбора компонентов топлива с анализом целесообразности применения их для РН Н1. Проведенный анализ показал существенное уменьшение массы полезного груза (при постоянной стартовой массе) в случае перехода на высококипящие окислители, что обуславливается более низкими значениями удельного импульса тяги и увеличением массы топлива баков и газов наддува из-за более высокой упругости паров этих компонентов.
Сравнение разных топлив показало, что "жидкий кислород - керосин" значительно дешевле "АТ+НДМГ", а стоимость единовременных затрат на капитальные вложения и отработку двигателей более чем в два раза меньше для кислорода и керосина, при этом стоимость компонентов "жидкий кислород - керосин", обеспечивающих пуск РН в восемь раз меньше, чем для "АТ+НДМГ".
Замкнутая схема ЖРД (дожигание генераторного газа в камере сгорания) обеспечивает тепловое самовоспламенение компонентов и существенно влияет на устойчивость внутрикамерных процессов, что подтвердил опыт создания ЖРД замкнутой схемы .
 
Ракета-носитель Н-1 в МИКе Байконура
Ракета-носитель Н1 состояла из трёх ступеней (блоки А, Б, В), соединенных между собой переходными отсеками ферменного типа и головного блока. Силовая схема представляла собой каркасную оболочку, воспринимающую внешние нагрузки, внутри которой размещались топливные баки (бак горючего впереди), двигатели и другие системы. В состав двигательной установки 1 ступени входили 24 двигателя НК-15 (11Д51) с тягой на Земле по 150 тс, расположенные по кольцу, 2 ступени - восемь таких же двигателей с высотным соплом НК-15В (11Д52), 3 ступени - четыре двигателя НК-19 (11Д53) с высотным соплом; все двигатели имели замкнутую схему. Приборы системы управления, телеметрии и других систем располагались в специальных отсеках на соответствующих ступенях. На стартовое устройство РН устанавливалась опорными пятами, расположенными по периферии торца 1 ступени.
Принятая аэродинамическая компоновка позволяла свести к минимуму потребные управляющие моменты и использовать на РН для управления по тангажу и рысканью принцип рассогласования тяги противоположных двигателей.
Из-за невозможности транспортирования целых отсеков ракеты существующими транспортными средствами принято их членение на транспортабельные элементы.
На базе ступеней РН Н1 можно было создать унифицированный ряд ракет НII с применением 2, 3 и 4 ступеней РН Н1 со стартовой массой 700 т и полезной массой 20 т на орбите ИСЗ высотой 300 км и НIII с применением 3 и 4 ступени РН Н1 и 2 ступень ракеты Р-9А со стартовой массой 200 т и полезной массой 5 т на орбите ИСЗ высотой 300 км, которые могли решать широкий круг боевых и космических задач.
Проектные материалы по ракете Н1 (всего 29 томов и 8 приложений) в начале июля 1962 г. были рассмотрены экспертной комиссией под председательством Президента Академии Наук СССР М.В.Келдыша, в состав которой входили видные ученые, руководители различных министерств и ведомств, научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий. Комиссия отметила, что обоснование возможности создания РН Н1 выполнено на высоком научно-техническом уровне и отвечает требованиям, предъявляемым к эскизным проектам РН и межпланетных ракет и может быть положено в основу для разработки рабочей документации.
Вместе с тем некоторые члены комиссии М.С.Рязанский, В.П.Бармин, А.Г.Мрыкин и др. высказались о необходимости привлечь ОКБ-456 к разработке двигателей для РН. Но все попытки это сделать оказались безуспешными. По взаимному согласию разработку двигателей поручили ОКБ-276, которое не имело достаточного теоретического багажа и опыта разработки ЖРД при практически полном отсутствии экспериментальной и стендовой баз для этого. Результат этого шага (отказ В.П.Глушко от разработки двигателей и подключение новой организации) сказался значительно позднее как по технике дела, так и особенно по срокам проведения работ.
В рекомендациях комиссии указывалось, что первоочередной задачей создания РН Н1 является её боевое использование, хотя в ходе дальнейших работ задачи боевого применения выпали из поля зрения и главное назначение ракеты Н1 было определено как носителя космических объектов, и в первую очередь, для посылки экспедиции на Луну и её возвращения на Землю. В значительной степени на выбор такого решения повлияло сообщение о работах проводимых в США по лунной пилотируемой программе ("Сатурн-Аполлон").
 
Вторая ступень (блок Б) ракеты-носителя Н-1 в МИКе Байконура
Постановлением от 24 сентября 1962 г. было установлено начать лётные испытания РН Н1 в 1965 г. и определены основные этапы работ и сроки их выполнения:
- стендовая отработка автономных двигателей 3 ступени 1964 г. 2 и 1 ступеней - 1965 г.;
- стендовая отработка двигателей в составе блоков и установок - с 1964 г. по I квартал 1965 г.;
- изготовление двух комплектов агрегатов наземного оборудования -1964 г.;
- подготовка стартовой и технической площадок для обеспечения первых пусков РН - 1964 г.;
- отработка и отладка комплекса наземного оборудования совместно с РН - 1965 г.,
- окончание строительства стартовой позиции и сдача её в эксплуатацию - 1965 г.
В ходе разработки конструкторской документации (1963 г. - I квартал 1964 г.) были впервые решены такие научно-технические и производственные проблемы, как изготовление крупногабаритных сварных конструкций топливных емкостей, теплоизоляция баков при криогенных температурах компонентов, использование новых металлических и неметаллических материалов, сварка больших толщин материалов, сборка крупногабаритных отсеков, разработка средств разделения и отделения блоков, хвостовых отсеков, головного обтекателя и т.п.
Разработка конструкции ракеты Н1 потребовала нового подхода к прочностным расчётам узлов и агрегатов: необходимо было разработать новые критерии прочности с учетом специфики нагрузок на РН, решить проблемы статической и динамической прочности РН, определяемой её жесткостными характеристиками.
Изготовление блоков А и Б РН Н1 было возложено на завод "Прогресс" (А.Я.Леньков), а двигателей для неё - на завод N24 (Л.С.Чеченя) Средне-Волжского Совнархоза (СВ СНХ), изготовление блока В - на завод N18 (М.И.Ельшин). Сопровождение конструкторской документации на заводе "Прогресс" и на техническом комплексе было поручено Куйбышевскому филиалу ЦКБЭМ во главе с Д.И.Козловым.
На всех заводах изготавливались предельно крупные транспортабельные элементы-панели, затем проводилась их контрольная сборка в отсеки, после чего они отправлялись на техническую позицию для сборки ракеты.
Для окончательной сборки емкостей в монтажно-испытательном корпусе технической позиции имелось сварочное отделение, где баки собирались из подогнанных на заводе панелей сваривались и проверялись на прочность и герметичность.
Для отработки систем разделения и сброса панелей отсеков в НИИХСМ (В.С.Лыжков) собирались крупногабаритные отсеки блоков Б и В установки ЭУ-2, ЭУ-3 и др., которые собирал завод N88 (Р.А.Турков).
В начале 1964 г. возник ряд трудностей, связанных, в первую очередь, с невыполнением запланированного объёма работ из-за необеспеченности или полного отсутствия финансирования, особенно по строительству необходимых производственных помещений, лабораторий и отделов. В 1964 г. работы по ракете Н1 финансировались недостаточно (в два-три раза меньше, чем требовалось). В связи с этим С.П.Королев неоднократно обращался в Совет Министров СССР, ВСНХ СССР с предложениями об ускорении работ и о своевременном выделении средств для их обеспечения. Однако, вопросы решались трудно и не всегда своевременно.
В декабре 1962 г. ОКБ-1 представило в ГКОТ согласованные с Главными конструкторами "Исходные данные и основные технические требования на проектирование стартового комплекса для ракеты Н1". 13 ноября 1963 г. Комиссия ВСНХ СССР своим решением одобрила межведомственный график разработки проектной документации по комплексу сооружений, необходимых для лётной отработки РН Н1, исключив само строительство и материально-техническое обеспечение.
Постановлением Правительства от 24 декабря 1963 г. определены изготовители и поставщики агрегатов и систем стартовой позиции и комплекса специального наземного технологического оборудования. В то же время предложения Министерства Обороны СССР о необходимых ассигнованиях утверждены не были, а выделенных на 1965 г. в размере одной трети от требуемых на строительно-монтажные работы было явно недостаточно.
К началу 1964 г. общее отставание работ от предусмотренных сроков составило 1-2 года и было настолько ощутимым, что Постановлением от 19 июня 1964 г. срок начала ЛКИ перенесён на 1966 г.
В Постановлении от 3 августа 1964 г. впервые было определено, что важнейшей задачей в исследовании космического пространства с помощью ракеты-носителя Н1 является освоение Луны с высадкой экспедиций на её поверхность и последующим возвращением их на Землю.
Ракетный комплекс в состав которого входили РН Н1 и лунная система для посылки на поверхность Луны с последующим возвращением на Землю экипажа в составе двух человек (посадка на Луну предусматривала одного человека) получил обозначение Н1-Л3.
Основными разработчиками лунной системы Л3 были:
- ОКБ-1 - головная организация по системе в целом, разработке ракетных блоков Г и Д, двигателей для блока Д и разработке лунного (ЛК) и лунного орбитального (ЛОК) кораблей;
- ОКБ-276 (Н.Д.Кузнецов) - по разработке двигателя блока Г;
- ОКБ-586 (М.К.Янгель) - по разработке ракетного блока Е лунного корабля и двигателя этого блока;
- ОКБ-2 (А.М.Исаев) - по разработке двигательной установки (баки, ПГ системы и двигатель) блока И лунного орбитального корабля;
- НИИ-944 (В.И.Кузнецов) - по разработке системы управления системы Л3;
- НИИ-885 (М.С.Рязанский) - по радиоизмерительному комплексу;
- ГСКБ Спецмаш (В.П.Бармин) - по комплексу наземного оборудования системы Л3.
Были определены и сроки начала ЛКИ - 1966 г. и осуществления экспедиции 1967-1968 гг.
Началу работ предшествовали исследования по выбору принципиальной схемы лунной системы Л3, её основных характеристик, применяемых компонентов топлива, а также характеристик РН, обеспечивающих решение задачи.
После выбора принципиальной схемы системы Л3 основное внимание при проектировании было уделено выбору компонентов топлива блоков и их двигателей с учетом энергетических характеристик, накопленного опыта разработки, заданной надёжности и сроков создания.
Работы по созданию водородных двигателей, проводившиеся ОКБ-2 и заводом "Сатурн" (А.М.Люлька) , находились на начальной стадии, отсутствовала стендовая испытательная база. Готовность этих двигателей в заданные сроки не обеспечивалась. Для блока Г наиболее оптимальным оказался двигатель на компонентах "кислород-керосин" с тягой 40 тс, используемый на блоке В РН для блока Д - двигатель на компонентах "кислород-керосин" тягой 8,5 тс, разрабатываемый ОКБ-1 для ракеты ГР-1 (8К713). Поскольку для малых запасов топлива энергетические характеристики низкокипящих и высококипящих окислителей практически равны, а к ракетным блокам лунного и лунного орбитального кораблей предъявляются требования высокой эксплуатационной надёжности при длительном пребывании в космосе с учетом их многократных запусков, в качестве компонентов топлива были выбраны двигатели на "АТ+НДМГ" с тягой до 800 кгс для ЛОК и с тягой 2 тс с дросселированием тяги до 800 кгс для ЛК (оба с дублированием).
Система Л3 состояла из разгонных ракетных блоков Г и Д, ЛОК (собственно корабль и ракетный блок И) и ЛК (собственно корабль и ракетный блок Е), головного обтекателя, (силовой каркас при наземной эксплуатации и защита системы от аэродинамического и теплового воздействия при прохождении плотных слоев атмосферы), сбрасываемого при достижении определенных скоростных напоров, двигательной установки системы аварийного спасения (САС), обеспечивающей увод спускаемого аппарата ЛОК от аварийной РН.
 
Лунный орбитальный корабль состоял из спускаемого аппарата, бытового отсека, на котором был расположен специальный отсек с двигателями ориентации и причаливания и агрегатами системы стыковки, приборно-агрегатного отсека цилиндрической формы с конической "юбкой", в которой размещался ракетный блок И, и системы энергопитания на кислородно-водородных топливных элементах. Бытовой отсек служил одновременно шлюзовой камерой при переходе космонавтов в лунный корабль через открытый космос (после надевания лунного скафандра "Кречет").
Лунный корабль представлял собой герметичный корпус для обитания космонавтов и имел отсек с двигателями ориентации и причаливания, "пассивный" плоский ячеистый узел причаливания, ракетный блок Е, лунное посадочное устройство (ЛПУ), электропитание ЛК осуществлялось химическими аккумуляторами, устанавливаемыми снаружи на раме ЛПУ и приборном отсеке. Система управления строилась на базе БЦВМ и имела ручную систему управления, позволяющую космонавту самостоятельно выбирать место посадки визуально через специальный иллюминатор. ЛПУ было четырёхопорной оригинальной конструкции с сотовыми поглотителями остаточной вертикальной скорости посадки.
Полёт комплекса Н1-Л3 планировался по следующей схеме:
- вывод системы Л3 ракетой-носителем Н1 на орбиту ИСЗ (время пребывания на орбите ИСЗ до 1 сут.);
- разгон системы Л3 блоком Г на траекторию полёта "Земля-Луна" (блок Г работает до полной выработки топлива );
- доразгон системы Л3 блоком Д до заданной скорости, проведение двух коррекций и переход системы Л3 (блок Д-ЛК-ЛОК) на орбиту искусственного спутника Луны (ИСЛ); время полёта к Луне 3,5 сут, пребывания на орбите ИСЛ - до 4 сут;
- перевод системы Л3 с помощью блока Д с круговой на эллиптическую орбиту, её ориентация и юстировка;
- переход одного космонавта в ЛК из ЛОК;
- отделение лунной посадочной системы (блок Д и ЛК) от ЛОК;
- разворот и торможение ЛК блоком Д;
- отделение блока Д и его увод;
- торможение с помощью блока Е, маневр, юстировка и посадка ЛК на Луну; время пребывания на Луне от 6 до 24 ч;
- взлет ЛК с Луны с помощью блока Е и стыковка ЛК с ЛОК на орбите ИСЛ (время пребывания на орбите ИСЛ до 1 сут);
- разгон ЛОК с помощью блока И по траектории "Луна-Земля", проведение коррекций (время полёта к Земле 3,5 сут.);
- отделение СА, вход в плотные слои атмосферы Земли со второй космической скоростью, планирующий спуск и посадка на территории СССР.
Общее время экспедиции 11-12 сут.
В декабре 1964 г. был разработан проект Лунной системы ЛЗ, содержащий исходные данные для разработки рабочих чертежей ракетных блоков Г и Д, ЛОК и ЛК. Проект был рассмотрен и одобрен комиссией под председательством Президента Академии наук СССР М.В.Келдыша, а 10 февраля 1965 г. был утвержден план создания лунной системы Л3.
Планом предусматривалось:
- выдача и согласование технических заданий на разработку основных систем и агрегатов (февраль 1965 г.);
- разработка эскизного проекта системы Л3 в целом (август 1965 г.);
- разработка рабочей документации (апрель-июнь 1965 г.);
- изготовление экспериментальных установок, систем и образцов ракеты (макетно-технологического образца - II квартал 1966 г. и первого лётного образца - IV квартал 1966 г.);
- создание комплекса наземного оборудования II квартал 1966 г.;
- экспериментальная отработка агрегатов и блоков 1966 г.;
- лётно-конструкторские испытания комплекса Н1-Л3 1966 г.
Были разработаны нормы вибропрочности и виброустойчивости аппаратуры и агрегатов комплекса, определено влияние акустического поля давления, возникающего при работе всех двигателей 1 ступени, на прочность конструкции, а также характеристики демпферов и решен ряд других проблем, требующих экспериментального подтверждения на установках и ракете.
Наибольшие трудности возникли при работах по двигателям 1 и 2 ступеней РН в связи с задержками производства и отсутствием необходимой экспериментальной базы.
В результате исследований было установлено, что для проведения экспедиции на Луну в составе двух космонавтов с высадкой на её поверхность одного из них и возвращением их на Землю при одном пуске ракеты-носителя Н1 необходимо выводить на орбиту ИСЗ полезный груз массой не менее 95 т. В связи с этим были предприняты поиски решений, обеспечивающих выведение названной массы полезного груза без коренной его переработки, сохранение в максимальной степени документации, оснастки и т.п.
Основными мероприятиями, принятыми к реализации полёта комплекса H1-ЛЗ, были: выбор трассы запуска с наклонением 520; снижение высоты орбиты с 300 до 220 км, увеличение рабочего запаса топлива за счёт введения вставок в экваториальной части баков, термостатирование горючего до температуры -15...-200С и переохлаждение кислорода до -1910С; установка дополнительных шести двигателей в центральной части блока А и форсирование тяги двигательных установок 1, 2 и 3 ступеней в среднем на 2%; установка четырёх решетчатых стабилизаторов на хвостовом отсеке блока А и т.д. В результате стартовая масса РН возросла до 2800 т.
Работы по двигателю 11Д58 блока Д шли напряженно, но сомнений в обеспечении надёжности и заданных сроков не вызывали, что было подтверждено дальнейшим ходом работ. Двигатель 11Д58 обеспечивал 7-кратный запуск при длительном пребывании в условиях космического пространства и невесомости.
К системе управления ракеты-носителя предъявлялись жёсткие требования по рациональному использованию энергетических возможностей РН, а сложность динамической схемы потребовала теоретических и экспериментальных исследований по оценкам динамических характеристик РН и способов обеспечения устойчивости движения её как жидконаполненного упругого объекта. Движение РН совершалось не по жёсткой, наперед заданной траектории, а по эластичной, наиболее оптимальной в энергетическом отношении. Изменение режимов работы отдельных двигателей по тяге достигалось за счёт изменения малых расходов горючего в газогенераторе путём перестройки работы регулятора с помощью относительно маломощных электрогидравлических рулевых приводов системы РКС.
Для управления по крену использовались специальные управляющие сопла, работающие на газогенераторном газе основных двигателей.
Система управления РН в первоначальном варианте строилась с использованием, в основном, аналоговых и релейных схем в составе бортовых приборов, а затем (с ракеты 7Л) появилась возможность создать систему управления на базе бортовой цифровой вычислительной машины. Это позволило полнее использовать энергетические возможности РН и улучшить точностные показатели.
Система управления разрабатывалась в НИИ-885 (Н.А.Пилюгин).
Принципы построения двигательных установок определялись наличием глубоко переохлажденных компонентов топлива, автономностью подключения двигателей к топливным бакам, идентичностью построения пневмогидравлических систем различных блоков, внедрением резервирования. Это позволило облегчить совместную отработку одиночных двигателей с системами РН, унифицировать элементы пневмогидравлических систем и уменьшить их количество.
Для оценки правильности функционирования систем и агрегатов, определения причин и мест отказов, на РН Н1 имелась система бортовых телеметрических измерений, включая системы измерения медленноменяющихся параметров (типа РТС-9), быстроменяющихся параметров (типа БРС-4) и автономные регистраторы (типа АРГ-4).
Изготовление головного блока комплекса Н1-Л3 было поручено ЗЭМ (ЛОК, ЛК, блок Д, верхний переходник, сборка системы Л3 и головного блока в целом, контроль геометрических параметров головного блока и комплекса в целом); заводу им. Хруничева (В.И.Челомей) головной обтекатель; заводу "Прогресс" блок Г.
Изготовление блока Д и ЛОК особых трудностей не представляло, так как в это время изготавливались аналогичный блок Д системы Л1, а отсеки ЛОК (БО, СА, ПАО) были аналогичны соответствующим отсекам КК 7К-ОК.
Подготовка производства ЛК, блока двигателей ориентации и энергоотсека проводилась в полном объёме.
Сборка ЛОК из транспортабельных элементов, досборка ЛК, работы с блоками Г и Д, сборка обтекателей, контроль геометрических параметров и проведение пневмоэлектроиспытаний производились в монтажно-испытательном корпусе космических объектов.
Большие трудности вызвал контроль геометрических параметров комплекса из-за его деформации, вызываемой значительными перепадами температур воздуха по высоте в МИК КО (до 5...100С), для чего была улучшена система отопления здания и пристроен тамбур у ворот, а также была разработана специальная методика контроля геометрических параметров.
Наземная экспериментальная отработка комплекса Н1-Л3 включала отработку прочности, герметичности и испытаний в глубоком вакууме и в условиях невесомости; механических и пиротехнических систем разделения и стыковки; пневмогидравлических систем блоков РН и системы Л3; приборов и аппаратуры управляющих и измерительных систем; систем энергопитания; арматуры; систем жизнеобеспечения, а также проведение высокотемпературных и тепловакуумных испытаний, исследования газодинамических процессов при старте и разделении ступеней; стендовой отработке блоков РН, включая отработку термодинамических процессов при заправке баков, хранении, подготовке к пуску; и комплексной отработке РН совместно со стартовой позицией, включая отработку термодинамических процессов топливных систем наземного комплекса, отработку систем стыковки ракетного и стартового комплексов, технологических процессов подготовки стартового и ракетного комплексов к пуску РН.
Наземная экспериментальная отработка прочности комплекса включала проведение статических, динамических и ударных испытаний узлов и агрегатов комплекса. Испытание крупногабаритных сборок проводилось на базе НИИ-88. Динамические и ударные испытания узлов и агрегатов проводились на экспериментальной базе ОКБ-1, оснащенной испытательными механическими, гидравлическими и вибрационными стендами и стендами для испытаний на удар. Все испытания были проведены до начала ЛКИ с выдачей соответствующих заключений.
Узлы и агрегаты, требующие отработки герметичности, тепловой защиты и теплоизоляции проходили испытания на экспериментальной базе промышленности, оснащенной термо- и барокамерами с различной глубиной вакуума и высокотемпературными установками требуемых тепловых параметров.
Экспериментальная отработка системы сброса хвостовых отсеков, разделения головного обтекателя и его сброса проводилась в НИИХСМ (В.С.Лышков), здесь отрабатывалось лунное посадочное устройство, исследованы и отработаны газодинамические процессы старта РН на моделях масштаба 1:10.
Отработка систем разделения блоков РН, проводилась на ТП в МИК РН.
Отработка систем разделения ЛК и ЛОК в штатных и аварийных ситуациях, систем стыковки, отделения блока Д и разделения его элементов в полном объёме были проведены на производственных площадях ЗЭМ.
Экспериментальная отработка пневмогидравлических систем ДУ подтвердила их надёжную работу при длительном пребывании в условиях невесомости.
Блок Д успешно прошёл испытания в условиях космоса по программе Л1: (запуски космических аппаратов "Зонд-4" 2 марта 1968 г., "Зонд-5" 16 сентября 1968 г. и "Зонд-6" 10 ноября 1968 г. и ЛК с ракетным блоком Е на орбиту ИСЗ в составе объекта Т2К 24 ноября 1970 г., 26 февраля и 12 августа 1971 г.).
Комплексная наземная отработка, проверка работоспособности систем двигательных установок и конструкции блоков, температурных, динамических и вибрационных режимов РН Н1 и головного блока проводились на специально дооборудованном сооружении N2 в НИИ-229 с 1965 г. по 1974 г. В это время были проведены холодные испытания блоков Б, В, Г и Д без запуска двигателей, на которых отрабатывались режимы заправки, предстартового наддува, захолаживания, слива и др. Проведены четыре огневых испытания ЭУ-16, N2 - 13 апреля 1967 г., N3 - 2 февраля 1967 г., N2А - 23 августа 1967 г., N5 - 25 ноября 1970 г. (полномасштабный модуль блока В с четырьмя двигателями суммарной тягой около 600 тс), три огневых испытания ЭУ-15 N1 - 23 июня 1968 г., N1А - 29 августа 1970 г., N1Б - 15 декабря 1973 г. (полномасштабный модуль блока Б с восемью двигателями суммарной тягой 1200 тс), цикл огневых испытаний на многоразовой установке (ЭУ-87), воспроизводящей штатные условия работы единичных двигателей установок блоков А. Огневые испытания ФЭУ-15 (модуль блока Г) и огневые испытания блока Д. Все испытания прошли с положительными результатами, по которым все блоки были допущены к ЛКИ.
Для комплексной отработки конструкции и технологии изготовления РН (в том числе и прочностных требований), её испытаний, стыковки с головным блоком, отработки сопряжения и методики эксплуатации совместно с наземным оборудованием СК и службами космодрома, отработки взаимодействия персонала и методов управления на всех этапах подготовки РН был создан электрический, пневматический и гидравлический образец ракеты-носителя Н1. Образец просуществовал с 1966 г. по I квартал 1975 г. и претерпел за это время четыре модификации, которые были связаны с изменениями в процессе создания и модернизации ракеты-носителя Н1.
 
Установка РН Н-1 в стартовый комплекс
Лётно-конструкторские испытания ракеты Н1 с упрощенным головным блоком системы Л3 (7К-Л1С) начались в феврале 1969 г. К началу ЛКИ была проведена экспериментальная отработка узлов и агрегатов, проведены стендовые испытания блоков Б и В, проведены испытания с макетным образцом ракеты 1М, на технической и стартовой позициях.
Первый пуск ракетно-космического комплекса Н1-Л3 (N 3Л) с правого старта 21 февраля 1969 г. закончился аварийно. В результате возникших высокочастотных колебаний в газогенераторе двигателя N 2 оторвался штуцер отбора давления за турбиной и образовалась течь компонентов, приведшая к пожару в хвостовом отсеке, нарушению БКС системы контроля работы двигателей, которая на 68,7 с выдала ложную команду на выключение двигателей. Этот пуск подтвердил правильность выбранных динамической схемы, динамики старта, процессов управления РН с помощью рассогласования тяги двигателей, позволил получить опытные данные по нагрузкам на РН и её прочности, воздействию акустических нагрузок на ракету и стартовую систему, и некоторые другие, в том числе эксплуатационные характеристики в реальных условиях.
Второй пуск комплекса Н1-Л3 был проведён 3 июля 1969 г. и также закончился аварийно из-за ненормальной работы двигателя N8 блока А. Однозначно причина аварии не была установлена. По заключению аварийной комиссии под председательством Мишина В.П. наиболее вероятной причиной аварии было разрушение насоса окислителя двигателя при выходе на главную ступень.
Эти аварии послужили причиной обращения Главнокомандующего ракетных войск Маршала Советского Союза Н.И.Крылова к Министру общего машиностроения С.А.Афанасьеву в декабре 1969 г. с письмом, в котором говорилось, что "Результаты анализа двух аварийных пусков комплекса Н1-Л3, а также статистика пусков других сложных ракетно-космических комплексов показывают, что существующая методика отработки ракетно-космических комплексов не обеспечивает высокого уровня их надёжности при выходе на ЛИ. Существующая методика наземной отработки РКК, в основном, аналогична методике отработки боевых ракет, которые, как правило, значительно проще РКК типа Н1-Л3. В то же время в процессе ЛИ боевых ракет расходуется несколько десятков изделий (от 20 до 60) для их отработки до требуемого уровня надёжности. При проведении ЛКИ тяжёлых РКК отсутствует возможность длительной лётной отработки с большим расходом ракет-носителей. Ввиду этого представляется целесообразным изменить принятый объём и характер наземной отработки этих комплексов к моменту выхода на ЛИ. По нашему мнению, новые методы наземной отработки тяжёлых РКК должны строиться на основе многоразовости действия и больших запасов по ресурсу комплектующих систем и агрегатов; проведения предполётных огневых испытаний двигателей и ракетных блоков без последующей переборки с целью выявления производственных дефектов и прохождения периода приработки".
По результатам анализа испытаний, расчётов, исследований и экспериментальных работ, на что ушло 2 года, были выработаны мероприятия, позволившие исключить аварийные случаи по всем предполагаемым причинам, повысить надёжность двигателей и других систем и агрегатов и обезопасить стартовое сооружение. Основными мероприятиями были повышение надёжности насоса окислителя (увеличение зазоров, уменьшение нагрузки на подшипник); улучшение качества изготовления и сборки ТНА; установка перед насосами двигателя фильтров, исключающих попадание в него посторонних предметов; заполнение перед стартом и продувка азотом хвостового отсека блока А в полёте и введение фреоновой системы пожаротушения; введение в конструкцию теплозащиты элементов конструкции, приборов и кабелей систем, расположенных в хвостовом отсеке блока А и изменение расположения приборов в хвостовом отсеке блока А в целях повышени

Оффлайн velikanchic

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 23
Моряки были на 95 пл 2 группы то есть 2 роты

Оффлайн bobs05Автор темы

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 45
Спасибо за статью.
А про моряков я то же слышал, только мы никто не верили. Оказывается, правда.
А у нас что-нибудь дальше в степь за 250 и 251 было, или там край земли?

Оффлайн ерн

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 90
Доброе время суток!
За пл.250 и 251 ничего серьёзного не было. За нашим свинарником была хорошо видна пл.75 (РВСН).  Если помниш взрыв весной 1986, в штабе стекла повылетали, инфа по этим событиям очень детальная есть на этом форуме.
Зайди на по этому адресу: http://wikimapia.org/#lat=45.9826495&lon=63.3547211&z=12&l=0&m=a&v=2
Посмотриш на свою юность из космоса, наша часть помечена.

Оффлайн bobs05Автор темы

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 45
Добрый день!
Взрыв помню - мы тогда на старте были, стояли построенные, уж не помню, зачем. Сначала подпрыгнули - так тряхнуло, а затем и увидели тучу пыли, вверх поднималась, так высоко - ничего более мощного я не видел. Что взорвалось, не знали. Ходили слухи, что ракета в шахте, еще говорили, что солдат около двухсот человек убило. Форум я еще не весь облазил, не видел пока об этом взрыве, но хотел узнать. Найду, стало быть.
ХА-ха-ха, на викимапии  - по твоей ссылке нашел "брызгальный бассейн", здорово, мы туда потихоньку ходили купаться - там еще гражданские постоянно охлаждались - а нам не разрешали, говорили, что вода сильно ядовитая:))
Один раз, летом 86, в воскресенье, я отправился смотреть, что находится сзади нашей части, за свинарником. Не в степи, конечно - там я был уже, доходил до озера, где камыши росли - а левее, хотя точно уже не помню. Обошел как-то краем 110, затем долго шел между каких-то свинарников. Прямо как в деревне, иду, нюхаю навозные запахи и слушаю хрюканье. Понятия не имею, куда я пришел - какой-то автобат, машины оранжевые и все специальные - вышки и все такое. Там же оказался буфет - солдатский. Вроде бы часть войсковая, но ни забора, ничего. Зашел в буфет, чего то купил. На меня странно ребята тамошние посмотрели - но ничего не сказали и не тронули. Вообще я на первом году как-то очень смело перемещался по Байконуру - ни разу меня никто не остановил даже. А про то, что по степи ЗИЛок коммендатурский ездеет, я и совсем не знал, даже в голову не приходило. Вот и бродил - один!
На фотке не видно следов от теплицы, что была за вашей ротой. ЭТо ведь вы  ее строить начали, или позднее? Летом 86 там никакой стройки не было, в августе 87 попытались наши достроить, но бросили.

Оффлайн ерн

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 90
Доброе время суток!

Во время взрыва вы построились на старте перед обедом. Инфо по взрыву на "Пьяный стройбат громил...". Когда шарахался по степи ты скорее всего вышел на окраины 118 площадки. Наши и пацаны с пл.118 часто по этой партизанской тропе ходили в гости друг другу. Но вполне возможно, что попал ты на 110 с другой стороны, за комендатурой наша площадка продолжалась, там был военторг для гражданских.
Про теплицу впервые слышу. На верное надоело одну свинину потреблять, вот и решили дополнить меню витаминами. Мне кажется дело было заведомо гиблым. Понятно, что  агроном-овощевод наидется, со строиматериалом вообще ни каких проблем. За один день батальон в карманах со старта все нужное принесет. Удобрение в районе 5 роты горы, вода есть. Солнце. Но есть одно но, на старте не популярно стекло, на один раз можно выписать в УИРе, а дальше, где каждый месяц на остекление брать. А стекло будут бить. Так как если в пиздапар добавить молодого зеленого лучка, укропчика и свежего чесночка он,  мне кажется, хуже не станет. А молодая необузданная воинским уставом душа  военного строителя просит свежего витамина.
В нете есть сайт полка с 113 пл. обслуга "Бурана". Почитал, загордился. Оказывается они нас (стройбат) боялись так же как американцев.

Оффлайн Султан

  • Участник МСБ
  • *
  • Сообщений: 9690
  • Пол: Мужской
Нашёл чем гордиться...
61-я пл., в/ч 28554-Д - ноябрь 1973-апрель 1974
4-я пл., в/ч 14315-В (ОПРС) - апрель 1974-ноябрь 1975

Оффлайн ерн

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 90
Доброе время суток!
Они нас за бойцов не считают - получают той же монетой. Жизнь. Без обид. Все уже в прошлом.

 

* Calendar

Июль 2025
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
[14] 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31