collapse

Автор Тема: Байки старого химика. Армия  (Прочитано 31602 раз)

Оффлайн ProfPАвтор темы

• Участник МСБ
  • *
  • в/ч: 34121 1981-1983
Байки старого химика. Армия
« : Июнь 20, 2016, 17:15 »
Короткое предисловие.
Кусок из сборника "Байки старого химика", раздел "Армия". Все байки - реальные (насколько "реальными" могут быть байки). Более подробное предисловие напишу позже.

Кислотный растворитель
Если кто помнит, недавно было сообщение, что рухнула крыша комплекса на Байконуре. У меня есть предположение, почему это произошло, потому что в ее строительстве я принимал непосредственное участие.
Итак, осень 1983 года, дембель на носу, я работаю электриком на МЗК . Комплекс представляет собой как бы большую собачью будку — 100x80x80 метров, внутри — пустота. Вот это пространство и предстояло закрыть крышей. Предложили сделать это нашей роте в качестве «дембильского аккорда . Начальство рассчитало, что 20 добровольцев будут делать эту работу месяца два. В результате мы уложились в 2 недели за счет одного трюка, о котором и пойдет рассказ.
Крышу предполагалось накрывать некими металлическими «сэндвичами»: гофрированный сталь с покрытием, снизу еще сталь, тоньше, между ними — слой пенопласта. Куски болтами прикреплялись к балкам и сваривались между собой. После сварки полагалось их обработать неким «кислотным растворителем» (КР) и покрыть сверху еще кузбаслаком. Обработка этим КР занимало кучу времени (технология требовала дожидаться высыхания 1–2 часа). А тут народ его понюхал и решил, что можно пить! Принесли мне на анализ.
Итак, вспоминаю университетские знания. Никаких приборов, конечно, нет, только руки и голова. Должна быть какая-то простая смесь для удаления органики и травление металла. По запаху — есть что-то спиртное. Не метиловый спирт, не бутиловый. Их запах я знаю. Да и бутиловый — маслянистый, а тут жидкость желтоватого цвета, плотностью чуть выше единицы. Гидрофильна. Резко кислая. С водой мешается в любых соотношениях. Значит, изопропиловый или этиловый спирт. Как выделить спирт? Отгонка отпадает — сложный аппарат, коррозия пойдет, много времени/энергии и вообще непонятно, что за азеотроп  полезет. А если тривиально загасить? Соды-то завались!
Процедура стала очень простой: в КР кидаем таблетку пургена и сыпем соду, пока р-р не станет малиновым. Потом капельку КР для вкуса.  :) Получаем на выходе соленую водку! Народ, правда, не заморачивался с индикаторами: просто сыпал соду до желаемого вкуса. Отравлений не наблюдалось — значит, расчеты в целом были верны . В результате весь КР был выпит! А крыша обошлась без травления, что, как я думаю, привело к ее постепенному атмосферному окислению и обрушению.
P.S. Впрочем, судя по современному фото, МЗК стоит до сих пор. Крыша обрушилась на МИК, так что я как бы ни при чем.  (:P)
110-я, 81/83

Оффлайн Barnaul

• Участник МСБ
  • *
Re: Байки старого химика. Армия
« Ответ #1 : Июнь 20, 2016, 18:47 »
Итак, вспоминаю университетские знания.
С такими познаниями и в королевские войска ?  Парадокс ?!  А как же государственные средства потраченные на обучение в универе ??? Не нашлось таких войск где знания применить ??? Окуеваю .
Давно  бросил бы  работу  на жд  но я  люблю БАРДАК

Оффлайн Barnaul

• Участник МСБ
  • *
« Ответ #2 : Июнь 20, 2016, 18:49 »
Процедура стала очень простой: в КР кидаем таблетку пургена и сыпем соду
Значит и самогон выгнать из воздуха как два пальца  об грунтовку !
Давно  бросил бы  работу  на жд  но я  люблю БАРДАК

Оффлайн Кийский

• Участник МСБ
  • *
« Ответ #3 : Июнь 20, 2016, 20:56 »
 ...большую собачью будку — 100x80x80 метров, внутри — пустота.

Как-то по духанке на МАЗе заезжал в эту будку, потрясла размерами- внутри ВСТРов было, как в муравейнике.
118 пл.    в/ч 41752         28 мая 1984г. - 2 июля 1986г.

Оффлайн Йо

• Участник МСБ
  • *
« Ответ #4 : Июнь 20, 2016, 21:03 »
зема начальник столовой менял иногда мясо у строевиков на "соляный спирт" в 83м а поутру в его биндюге - невыветриваемый запах соляной кислоты. зампохоз удивлялся типо откуда? на что тот ему с умным видом (хоть и спохмела) что то тер про дезинфекцию :D

Оффлайн fora

• Участник МСБ
  • *
  • Ровно 19ть
  • в/ч: 45501 82-82(20пл.)
  • в/ч: 43065 82-84(9пл.)
  • в/ч: 32890 84-84(113пл.)
« Ответ #5 : Июнь 20, 2016, 21:10 »
С такими познаниями и в королевские войска ?
Ха,но кто тож,должон жа,химию в массы несть,в данном случАе,стройбатовцам.А со мной был,один филолух,толку с него,даж не то,шо книшку,заметку в "Красной звезде" с ним не обсудишь,всё сыпал научпоплитровыми терминАми,изредка давал в ухо,дабы пафоснословесный понос прервать,и для переходу на нормальную речь....
ЗЫК.МИК видел,даж ходил-бродил вокруг,да около,а МЗК не довелось.....
Charta non erubescit

Оффлайн ProfPАвтор темы

• Участник МСБ
  • *
« Ответ #6 : Июнь 20, 2016, 21:56 »
Барнаул, мы случайно не земляки? Я из Рубцовска Алтайского края, а призывался из Новосибирска, потому что тогда учился в НГУ. И фотки у нас похожие. Я свою делал в Ленинске, зимой 1982 г.

С такими познаниями и в королевские войска ?  Парадокс ?!  А как же государственные средства потраченные на обучение в универе ??? Не нашлось таких войск где знания применить ??? Окуеваю .
Ну тогда надо предисловие. Только сразу предупреждаю, я пишу о Байконуре не с пафосных высот - гордость СССР, великое достижение и пр. Все это верно, согласен. Но то, в каких условиях там жили рядовые стройбатовцы, особенно в период массового призыва (1981 г). гордится нечем.

Осенью 1981-го года меня призвали в СА. Отчисление из университета сыграло злую шутку с моим армейским «распределением». Выгнали из ВУЗ-а, да еще за хулиганство (так видимо, посчитал военкомат мою запись в деле об отчислении за взрывы), значит в нормальные войска путь заказан. Призвали меня поздно, в декабре. И, как оказалось, с умыслом. В то время на Байконуре, в казахстанских степях, началось строительство советской программы «Буран», ответ на американский «Шаттл». Военных строителей (прежде всего, хотя были и строевые части, в основном для охраны) требовалось очень много[1] . Продержав три дня в «холодильнике»[2] , весь оставшийся призывной контингент вывели и объяснили, что их призывные команды (это как бы направление, типа 110-я команда — артиллерия) отменяются, теперь у всех одна команда — 220, строительные войска.
Нас погрузили на эшелон и отправили на Байконур. Он уже был почти полон, шел ажно с Тувы, собирая "сливки" со всех призывных пунктов. По прибытии выяснилось, что подразделения комплектуют интернациональные, где-то четверть русских на роту. Причем все русские оказались с социальными проблемами (с точки зрения властей): судимые (много было тех, кот. сразу после отсидки направили в армию, даже заехать домой не дали), таких было половина призвавшихся. Или из семьи, в кот. не было отца (это тоже отражалось в деле), из интерната, «хулиганов» (типа меня) и пр. Нерусские тоже были особого рода — из самых далеких мест, большинство плохо понимающих русский язык. Вот такая гоп-компания строила Байконур. Впрочем, на самом деле строили гражданские, а военные строители были на подхвате, на самых грязных и неквалифицированных работах. Я видел в ленинской комнате своей казармы изречение С.П. Королева: «Я знал, что военные строители сделают хорошо, но я не думал, что они сделают так быстро и качественно». Может, во времена первых стартов (60-е годы) так и было. В мою службу военные строители представляли собой буквально отстой со всего Союза. Работать никто не хотел категорически. Если работали, то из рук вон плохо. Процветали тюремные порядки. Драки были настолько повседневным делом, что на них никто не обращал внимания, включая офицеров, разве что когда число участвующих в них доходило до сотен, и если страдало имущество. [3] На этом фоне мои хим. проделки не замечались.
Воинская часть формировалась по сроку призыва, чтобы избежать «дедовства». В батальоне четыре роты разных призывов. Первая рота — уже дембеля, первая — призывники. Дедовства избежали, но равенства не было — верховодили лица кавказкой национальности.
После того, как прошел месяц курса молодого бойца и приняли присягу, оказалось, что работы нет. До лета 1982-го года наша рота занималась случайными нарядами на 110-й площадке (там располагалась топливо для ракет — емкости с гептилом/амилом). Летом 1982-го года началось строительство Механико-Заправочного Комплекса для челнока «Буран» — места, где он должен был заправляться. 112-я площадка, Монтажно-Испытательный Комплекс (здесь «Буран» собирался), достаивался. 251-я площадка — стартовая/посадочная полоса (челнок стартовал и садился, как обычный самолет) как раз строилась. Все площадки соединялись удвоенными рельсовыми путями.
За год (я демобилизовался в декабре 1983-го) МЗК был полностью построен — от огораживания колючкой и котлована до монтажа крыши и стен. Почти все эти полтора года я проработал строительным электриком — подключал освещение, подъемные краны, сварку, ручную строительную механизацию. Подробней см. мою повесть «Дембильская ракета рядового Кочкуркина».

1.  По моим прикидкам, в начале 80-х на Байконуре сосредоточилось несколько сот тысяч срочников, это десятки процентов от общего призыва.
2.  Место сбора призывников. Туда приезжают «покупатели»-офицеры из воинских частей и отбирают тех, кто им подходит. Часто совершенно не обращая внимания на призывные команды. Первым делом — лучших призывников, конечно. Так что тем больше сидишь, тем больше вероятность угодить куда-то в тьмутаракань. Некоторые сидели там неделями, прежде чем весь «отстой» отправили в стройбат.
3. В 1992 г. произошел бунт почти всех стройбатовцев Байконура. Громили части, избивали офицеров, даже напали на комендатуру. Офицеры в комментариях обычно пишут о "плохом" контингенте. Ну да, так оно и было, но сами они и не пытались что-то изменить в полутюремных порядках.
110-я, 81/83

Оффлайн ProfPАвтор темы

• Участник МСБ
  • *
« Ответ #7 : Июнь 20, 2016, 22:00 »
С такими познаниями и в королевские войска ?
Ха,но кто тож,должон жа,химию в массы несть,в данном случАе,стройбатовцам.А со мной был,один филолух,толку с него,даж не то,шо книшку,заметку в "Красной звезде" с ним не обсудишь,всё сыпал научпоплитровыми терминАми,изредка давал в ухо,дабы пафоснословесный понос прервать,и для переходу на нормальную речь....
ЗЫК.МИК видел,даж ходил-бродил вокруг,да около,а МЗК не довелось.....
Я проучился всего 1 курс и был отчислен за взрывы. При экспериментах в неподходящих местах. Поскольку я химик, это как бы особенное рвением считалось ). Но на всякий случай отчислили в назидание потомству. В военкомате в тонкости не вникали. Отчислен? За взрыв?! Хулиган! В стройбат! В армии почти все русские моей роты сидели и верить тому, что я отчислен из химического ВУЗа за эксперименты, отказывались напрочь. Пришлось придумать байку, я что подорвал отделение милиции ). Зато повесили на меня всю политагитацию, дембельские альбомы и слезные письма девушкам (для посылок). Подробнее - см. Дембильская ракета рядового Кочкуркина
110-я, 81/83

Оффлайн ВЛКСМ

• Участник МСБ
  • *
  • в\ч 46180, май 83-85
« Ответ #8 : Июнь 20, 2016, 22:09 »
Дружище, делай скидку на то, что свои романы ты пишешь для баушек на скамейках, а здесь все - все про это знают.
И многие - во много раз лучше, чем ты. B)-

И не все будут с тобой согласны по некоторым аспектам.

От себя (строевика) напишу, что слово "дедовство" на Байконуре не слышал ни разу. Термин был, даже в приказе МО (0100), не говоря уже о казарменном жаргоне - дедовщина. B)-

ЗЫ. А про взрывы твои я догадываюсь. Были у нас в КГУ на химфаке любители острых ощущений - то в толчок какую-то хрень нальют, туман на весь этаж, то еще чего-нибудь... B)- 

Оффлайн Йо

• Участник МСБ
  • *
« Ответ #9 : Июнь 20, 2016, 22:13 »
через год весной 82го будут грести всех и после второго, и после четвертого курсов, и после института ваще... но последним даже не предлашали послужить офицером, тупо полторашка стройбата..

Оффлайн ProfPАвтор темы

• Участник МСБ
  • *
« Ответ #10 : Июнь 20, 2016, 22:21 »
Дружище, делай скидку на то, что свои романы ты пишешь для баушек на скамейках, а здесь все - все про это знают.
И многие - во много раз лучше, чем ты. B)-
И не все будут с тобой согласны по некоторым аспектам.
Да конечно. Тем более, я писал в условиях строжайшей секретности, ни знаний, ни фоток тогда (в 80-х) не было. Сейчас что-то исправлять трудно. А если будут ошибки - поправят.
И пишу в основном об одном аспекте того времени - сильно удившем меня взаимоотношениям стройбатовцев. Я вырос в Рубцовске, у нас там две зоны, зэков видел много и общался с ними. Так вот, отношения на Байконуре, где я видел, мало отличались от блатных. Это было сильным диссонансом. С одной стороны - разговоры о рентгеновских лазерах, челноках, космосе, с др. - полузоновские порядки при полном попустительстве офицеров, блатные, драки, "Кавказ полы не моет" и пр.
От себя (строевика) напишу, что слово "дедовство" на Байконуре не слышал ни разу. Термин был, даже в приказе МО (0100), не говоря уже о казарменном жаргоне - дедовщина. B)-
А не было его, я же написал, почему. В части 4 роты, в каждой - один призыв. Откуда взяться дедовству? Зато "борзовства" было выше крыши. Вверху - чечены и дагестнацы, внизу - таджики и узбеки. Русские - где-то посередине.
110-я, 81/83

Оффлайн Йо

• Участник МСБ
  • *
« Ответ #11 : Июнь 20, 2016, 22:25 »
В стройбате в тот призыв были и роты одного призова и разных, все зависело от части. На 62й в автобате была дедовщина, на 45й в трех-четырех километрах роты все одного призова во всех четырех  батальонах
Слова "дедовство" и "дедовать" слышал там, чаще говорили дедовщина

Оффлайн ProfPАвтор темы

• Участник МСБ
  • *
« Ответ #12 : Июнь 20, 2016, 22:28 »
через год весной 82го будут грести всех и после второго, и после четвертого курсов, и после института ваще... но последним даже не предлашали послужить офицером, тупо полторашка стройбата..
На 82-84 гг. пришлась демографическая яма, призывников не хватало, гребли всех подряд, отменили отсрочки в ВУЗах. И стали сидевших призывать, но не в строевые части, конечно, в стройбат. Прямо сразу после освобождения гребли, не давали даже домой заехать. У нас был один такой,  с интересной фамилией Патрахин. Три года колонии и сразу после освобождения - в эшелон на Байконур. У него даже цивильной одежды не было. Остальные русские - или отсидевшие, или с какой-то плохой меткой на биографии - детдом, нет отца, выгнали из ВУЗа, имел приводы в милицию и пр. Никто специально отстой в стройбат не набирал, так получалось автоматом. Лучших в хорошие войска, а кто остался - в мапуту.
110-я, 81/83

Оффлайн ВЛКСМ

• Участник МСБ
  • *
  • в\ч 46180, май 83-85
« Ответ #13 : Июнь 20, 2016, 22:30 »
ни фоток тогда (в 80-х) не было.

Я, вместе с Игорем (сослуживец, май 82), выложил на ЭТОМ форуме около 70-ти фоток. И еще остались, менее интересные.

А служил я не в стройбате, а в единственной на Байконуре ГУКОСовской части, стоящей на боевом дежурстве. Истребители спутников запускали. А фотки - были... B)-

Оффлайн ProfPАвтор темы

• Участник МСБ
  • *
« Ответ #14 : Июнь 20, 2016, 22:31 »
В стройбате в тот призыв были и роты одного призова и разных, все зависело от части. На 62й в автобате была дедовщина, на 45й в трех-четырех километрах роты все одного призова во всех четырех  батальонах
Слова "дедовство" и "дедовать" слышал там, чаще говорили дедовщина
Кстати, вы правы, забыл о мотобате! В нем дедовщина была на 100%. на том же МЗК крановщик-"дед" только и делал, что готовил дембильскую форму, да кузбаслаком дышал. А за него почти круглосуточно пахал салабон. Еще много возили бетон грузовиками, на них положено в две смены работать. А работал один молодой постоянно. Потому что "дед" заставлял.
110-я, 81/83

* Calendar

Май 2025
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
[12] 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31