с праздником...
но перспективы из уст нынешнего руководителя ЦЭНКИ (выдержки касательно полигона):
Космодром Байконур отмечает свой день рождения 2 июня: 67 лет назад директива генштаба утвердила организационно-штатную структуру Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 министерства обороны СССР, именно так тогда называлась первая космическая гавань планеты. Обновление наземной инфраструктуры продолжается здесь и спустя почти 70 лет — российские и казахстанские специалисты модернизируют площадку № 45. Раньше с нее запускали ракеты «Зенит», а после окончания работ отсюда будут стартовать новейшие российские «Союзы-5».
О том, как идет этот процесс, и что происходит на других российских космодромах, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости гендиректор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (АО «ЦЭНКИ», входит в госкорпорацию «Роскосмос») Руслан Мухамеджанов.
«…
— Непосредственные работы по проекту «Байтерек» уже стартовали? Что будет заменено, изменено и переделано на комплексе?— Непосредственные работы по проекту «Байтерек» уже развернуты. На данный момент мы разработали и защитили перед казахстанской стороной эскизный проект, провели проектно-изыскательские работы на космодроме, осуществили дообследование состояния строительных объектов стартового и технического комплексов.
Особенностью проекта является то, что мы создаем инфраструктуру для пусков РКН «Союз-5» не на пустом месте, а путем модернизации ранее эксплуатируемого космического ракетного комплекса «Зенит». Как вы правильно отметили, разработкой комплекса «Союз-5» в целом занимается российская сторона, а объекты наземной космической инфраструктуры (в первую очередь стартовый и технический комплексы), так как они расположены на территории Казахстана, модернизируются за республиканский бюджет наших партнеров.
АО «ЦЭНКИ» в ноябре 2020 года был заключен соответствующий договор с АО «Совместное казахстанско-российское предприятие «Байтерек» на создание одноименного космического ракетного комплекса. Работы нами в настоящее время развернуты, как в части строительства, там сейчас идет этап разработки проектно-сметной документации, так и по созданию технологического оборудования, мы сейчас разрабатываем рабочую конструкторскую и эксплуатационную документацию, проводим начальный этап изготовления оборудования.
Модернизация комплекса осуществляется по принципу максимального использования имеющегося задела от КРК «Зенит-М». Конечно, с учетом того, что ракета новая, некоторые системы будут заменены полностью, на некоторых будет проведена модернизация. Однако базовый костяк составляют системы и агрегаты ранее эскплуатировавшегося «Зенита».
—
Модернизация комплекса «Байтерек» идет скорее по принципу «дешево и сердито», или же там будут применены какие-то технические и технологические новшества, которые нигде до этого не встречались в российской космонавтике?— Понятие «дешево» и космические технологии являются в принципе плохо совместимыми. Высокие требования к надежности, безопасности, риск серьезных последствий в случае аварии диктуют объективную необходимость применения самых качественных комплектующих и материалов, использования проверенных и отработанных конструкторских решений.
В рамках проекта «Байтерек» мы реализуем принцип экономически эффективного конструирования. С одной стороны, мы планируем максимально использовать уже имеющийся задел, не стремимся менять хорошо функционирующие системы стартового и технического комплексов и положительно зарекомендовавшие себя решения, уже доказавшие свою надёжность и эффективность многочисленными пусками.
С другой стороны, используем и новые нестандартные для нашей отрасли решения, призванные повысить качество работ при тех же объемах финансирования. Так, например, на КРК «Байтерек» у нас будет применяться электроаккумуляторный железнодорожный тягач. Это новый опыт как для нас, так и для самих разработчиков этого изделия. Для увязки и использования всего высокотехнологического оборудования при подготовке и пуске ракеты космического назначения мы разрабатываем новую автоматизированную систему управления работами на стартовом комплексе (АСУР СК), что является логичным эволюционным развитием системы управления на «Зените».
—
Ранее сообщалось, что из аренды на Байконуре могут быть выведены 16 объектов. Что это за объекты? Не является частичный вывод объектов из аренды предвестником того, что Россия покинет космодром раньше 2050 года?— На самом деле вывод из аренды объектов космодрома и города — это постоянный процесс. Мы совместно с казахстанскими партнерами с 2017 года реализуем проект по утилизации зданий и сооружений, выслуживших установленные сроки эксплуатации и не имеющих перспектив дальнейшего использования. Во времена СССР на космодроме была огромная инфраструктура военного полигона, которая в современных условиях уже не востребована.
В марте 2020 года Российская Федерация уведомила Казахстан об отказе от аренды более 700 таких зданий и сооружений. Эти объекты не эксплуатируются, постепенно разрушаются, становятся предметом противоправных посягательств, портят внешний вид космодрома. Поэтому мы предлагаем казахстанской стороне вывести указанные здания из аренды для их разборки, утилизации, либо использования в иных целях.
Ярким примером может служить передача в 2021 году гостиницы в городе Байконур — объекта незавершенного строительства — казахстанскому инвестору в лице ТОО «Bazis». Сейчас это комфортабельная гостиница «Galaxy», которая уже активно принимает своих первых посетителей.
Мы отказываемся от аренды неиспользуемых объектов для того, чтобы они могли принести пользу. Определенное «Казкосмосом» специально для целей утилизации РГП «Инфракос» осуществляет работу по разбору зданий и продаже высвобождающихся строительных материалов. Некоторые из предлагаемых нами к выводу из аренды объектов имеют коммерческий и туристический потенциал. Мы будем очень рады, если эти объекты поспособствуют развитию комплекса «Байконур»…»
https://www.roscosmos.ru/37537/