Да, действительно, самое - самое впечатление о БАЙКОНУРЕ - это пуск ракеты. Это та самая квинтэссенция, ради которой и был построен полигон №5.
Давайте вспомним и расскажем, как в действительности это происходило и происходит в наше время.
Осмелюсь начать первым о том, что видел и что запомнил.
ЧАСТЬ 1.
О "ПРОТОНЕ"
Как известно «ПРОТОН», т.е. изделие 8К82 и её модификация 8К82К запускались и запускаются до сих пор со стартовых комплексов площадок 81 (проект 333Б) и 200 (проект 548).
Обслуживала их одна в/ч и естественно весь процесс подготовки и запуска одинаков, так же как и оба стартовых комплекса практически не отличаются друг от друга.
Рассказ будет о двухсотке и о событиях конца 70-х, начала 80-х годов, т.к. на 81 принимал участие в пусках еще до её реконструкции в далеких уже 70-х годах.
Обычно оживление на стартовом комплексе начинается недели за две до запланированного пуска. Начинается проверка всех систем и т.д. и т.п. Появляется куча народу, как в форме, так и в гражданской одежде. Те, что в форме, то понятно – это военные (хозяева), причем сооружения и помещения открывают не офицеры, а рядовой состав, а «пиджаки»- это представители тех заводов, на которых сделано всё оборудование, находящееся на стартовом комплексе, а так же изготовивших саму ракету и его головную часть, которую и надо доставить в нужное время в нужное место космического пространства.. Называется это совместная эксплуатация и пиджаков будет по более чем военных. Суть в том, что военные выполняют все штатные операции и образно говоря, за спиной каждого из них стоит гражданский, который должен знать досконально все устройство, на котором этот штатный выполняет операции, предписанные инструкцией. А все они и есть боевой расчет, для выполнения одной конкретной цели - успешного запуска ракетоносителя.
Наступил первый день из, как правило трех дней, отведенных на подготовку ракеты к пуску, начиная с её доставки на старт и самого пуска. Время на подготовку может быть и больше, все зависит от сложности головной части. Так на подготовку к запуску орбитальных станций время подготовки и тестирования на старте доходило до недели.
И так, утро первого дня. На старт пускают теперь только тех, кто входит в боевой расчет и получил разовый пропуск только на этот пуск (Это не значит, что до этого на пл.200 мог пройти любой желающий, общеполигонный пропуск со штампом для прохода на эту пл. так же обязателен). Возле проходного пункта устанавливается фанерный щит с гвоздиками, под которыми написаны номера, а на гвоздиках висят алюминиевые номерки, и каждый проходящий через КПП должен сдать свой разовый пропуск и положить в карман номерок, согласно номера, указанного в этом пропуске. Естественно это морока и головная боль для караульных, т.к. номерков этих полторы тысячи и рассеянных среди приходящих и уходящих, достаточно. Но порядок есть порядок и придуман он был видимо ещё немцами при испытаниях своих ФАУ, как по видимому и повязки, которые должны все (во всяком случае гражданские) носить на рукаве. Повязок три вида, и различаются они по цветам (красный, синий и кажется оранжевый), и их цвет говорит надзирающим органам, когда этого субъекта с определенного цвета повязкой можно без проблем выставить за пределы площадки. Речь идет о времени за 1, 2, и т.д. часа до пуска.
Закончу про бирки. Бирка нужна, что бы точно знать кто и сколько народу в данный момент на старте, все - ли покинули старт в последний момент и в конце, ежели ненароком что случится, то по бирке опознать можно было, но это маловероятно, т.к. в данном случае бирки нужно делать из чугуна, а как показал печальный опыт – остаются целыми только каблуки солдатских сапог и маршальские погоны.
Еще, начиная с этого первого дня, у каждого прибывающего на старт должен быть противогаз. Достаточно было обычного для проформы противогаза даже без антигептильной насадки и штампа о его проверки естественно. Проверка происходит непосредственно перед КПП, вернее начинается развлекательная часть для караула и они её не упустят. Ставится палатка и всех желающих срочно проникнуть через КПП просят сначала зайти в эту палатку, с благой целью об их безопасности на старте, предварительно одев противогаз. Что происходит далее, вы должны догадаться сами.
В боевой расчет от гражданских включают и женщин естественно, это уже не Королевские времена и они тоже считают, что без них ракета не полетит. Как правило «пиджаки» получают противогазы за полчаса до прибытия на старт в своих экспедициях и никто их не примеряет, т.к. всем понятно, что это проформа и толку от них в случае чего никакого не будет. Настоящие изолирующие противогазы лежат в 3-ем сооружении на нижнем этаже и только от них будет в какой то мере спасение.
Ну, так вот, такая ракетчица, в первые участвующая в пуске (именно впервые, потому - что та, которая уже участвовала, в первый день с утра на старт не попрется) накрашенная и с прической одевает противогаз и заходит в пустую палатку. Далее возможны варианты:
Или клапан на коробке закрыт пробкой;
Или противогаз не того размера;
Или прическа слишком крутая.
Но хлорпикрин начинает действовать.
Дальше идут сопли, слёзы, поплывшая краска и сочувствие и советы окружающих. А контролер с чувством исполненного долга и еле сдерживающейся улыбкой ставит на пропуске вновь прибывшей штамп о пройденном «крещении». Так было в наше время.
Дальше идет рутинная работа по сменам согласно графика, который в виде портянки длиной в несколько метров лежит на сдвинутых столах в оперативном штабе пуска в сооружении 132. На котором расписаны все операции по времени и против них расписываются ответственные за эти операции после их исполнения, а в самом конце графика указано точное время пуска вплоть до тысячной доли секунды. ( При одном пуске на ВЕНЕРУ помню время в конце графика было - 522 тысячных секунды.).
Наступают последние часы. Проведены операции имитирующие «сухой» пуск. Перед заправкой компонентами топлива, со старта удаляют всех, кроме заправщиков, а те, в ком есть необходимость, запираются наглухо в 3-м сооружении возле стартового стола. Далее после заправки начинается отсчет двухчасовой готовности с кратким сообщением по громкой связи о проделанных операциях. Все кто еще остался на старте начинают перемещаться к ВКП (выносной командный пункт) пл.201. За 15 минут до пуска из ворот КПП (караула уже нет и ворота на распашку) пулей вылетает ЗИЛ-130 с остатками стартовой команды и без остановки уходит в сторону ЖИГУЛЕЙ. На старте одна ракета и ни одной живой души. А в это время служба режима заканчивает возле ВКП выгонять оставшихся не удел (остальные запираются за двойными стальными дверями) и, сформировав колонну из машин, и они, эти оставшиеся, стараясь как можно медленнее уползают, непрерывно подгоняемые через матюгальник на крыше последнего ГАЗика. На развилке у ЖИГУЛЕЙ головная машина особистов останавливается и ими принимается решение, в какую сторону на этот раз направить колонну. В сторону 10-и или 95 площадки. Далее идет игра со временем. Все, находящиеся в машинах, нервно глядят в сторону старта и на часы, а водитель выбирает место, где можно свернуть с дороги. И тут за 2-1 минуту все машины останавливаются и, не смотря на продолжающиеся вопли службы режима, народ выскакивает, занимая удобную позицию для просмотра, благо степь позволяет это.
И вот наступает этот миг, бурые клубы вырываются с двух сторон от ракеты, и начинается медленный её подъем. Через несколько секунд доходит звук, а за ним и ударная волна, которая начинает давить и приходится отставить ногу для упора. Самое, пожалуй, точное выражение о звуке взлетающей ракеты – это рокот. Преобладание низких частот, а относительно высокие напоминают звук, который получается при разрывании листового кровельного железа, причем одновременно многих листов. Секунды пуска растягиваются в минуты, т.к. даешь себе установку запоминать все, каждый миг полета, и повторяешь, наверное, даже вслух: «Давай, давай родимая!». И она поднимается, и кажется что она не за 2-3 км, а висит прямо над головой и начинаешь оглядываться, куда в случае чего …
Далее вертикальный полет переходит в наклонный и на душе становиться спокойней, рокот постепенно стихает и давление тоже сходит на нет. Все, она ушла. Ушла со старта и стартовики свою задачу выполнили. Продолжение следует.
Довесок для тех, кто не совсем понял о чем речь шла.
Это старты, левый пл.81 и правый пл.200


А теперь сами пуски.




ПРОТОНЫ на старте.


