История создания ракетно-космических систем ( фото - и видеоматериалы)
Харьковское научно-производственное объединение «Хартрон» – одно из крупнейших
предприятий ракетостроения не только Украины, но и всего мира. Создано оно было
в 1959 году как особое конструкторское бюро (ОКБ) № 692, и вся его работа была
направлена на создание автономных систем управления баллистических ракет –
разработки конструкторского бюро М.К. Янгеля. 11 апреля 1959 года.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании ОКБ-692 ("а/я №
67") с опытным заводом для разработки систем управления баллистического
ракетного комплекса главного конструктора ОКБ-586 М.К. Янгеля (первый
руководитель КБ - Б.М. Конoплев). В дальнейшем - КБ Электроприборостроения и
завод а/я № 92 ("Электроприбор"). В настоящее время - ОАО
"Хартрон".
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7922_3.jpgБазой, вокруг которой началось формирование предприятия, стали специальные
конструкторские бюро заводов «Коммунар» и им. Т.Г. Шевченко. Перед его
коллективом стояла задача – впервые создать автономную систему управления
первой межконтинентальной отечественной ракеты на высококипящих компонентах
топлива. 13 мая 1959 года специальным совместным постановлением ЦК КПСС и
Правительства конструкторскому бюро «Южное» академика М.К. Янгеля поручили
разработать межконтинентальную ракету на высококипящих компонентах топлива. В
последствии она получила обозначение Р-16.
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7914_image...
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7908_image...
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7904_image...
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7903_image...
Межконтинентальная баллистическая ракета Р-16 (8К64) / Р-16У (8К64У) SS-7
(Saddler) Она создавалась коллективом конструкторского бюро "Южное",
двигатели были разработаны В.П. Глушко, а система управления - харьковским
ОКБ-692. Ракета имела длину более 30м; диаметр первой и второй ступеней 3м и
2,4м. До 1965 года было развернуто 186 пусковых установок для Р-16 и Р-16У. На
вооружении МБР этого типа состояли до середины 70-х годов. Последние ракеты
наземных пусковых установок ликвидировали в 1977 году.
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7898_image...
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7897_image...
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7896_image...
http://petrov1.mylivepage.ru/file/indexТрагедия 24 октября 1960 года на 41-й площадке Байконура
26 сентября 1960 года на станцию Тюра-Там прибыл груз с первой боевой межконтинентальной
ракетой Р-16 (8к64). Космодром Байконур находится в Казахстане, на востоке от
Аральского моря (63° восточной долготы и 46° северной широты) Жилая зона
космодрома - это современный город Байконур, расположенный на правом берегу
реки Сыр-Дарья. К городу непосредственно примыкает посёлок Тюратам и
одноимённая железнодорожная станция .
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7900_b-5.jpghttp://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7980_42.jpgДля ее испытания отвели южное крыло полигона, так называемые «сороковые
площадки». К этому моменту были завершены строительные работы и введены в
эксплуатацию: монтажно-испытательный корпус на площадке 42, стартовая позиция
(площадка 41)
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7914_image...
и жилой городок (площадка 43).
При подготовке к первому пуску на полигоне Байконур 24 октября 1960 года из-за
прохождения преждевременной команды от токораспределителя произошел запуск
двигательной установки второй ступени, что привело к взрыву.
http://petrov1.mylivepage.ru/file/indexР-16.avi (Скачать файл)
В результате погибли находившиеся на стартовой позиции большая часть боевого
расчета, председатель государственной комиссии главком РВСН М.И. Неделин и ряд
конструкторов и руководящих работников от министерств. Катастрофа, произошедшая
40 лет назад, стала тяжелейшим ударом для всех разработчиков, смежников,
испытателей ракеты Р-16. Преодолев шок первых дней после катастрофы, КБ Янгеля
сделало все, чтобы не допустить подобного в дальнейшем. В Харькове прошло
техническое совещание, на котором были определены объемы и сроки доработки
систем управления, ее новым главным конструктором стал Владимир Сергеев. Второй
пуск Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Несмотря на то, что ракета упала на
трассе полета из-за потери устойчивости, разработчики убедились в
жизнеспособности принятой схемы. Напряженная работа позволила закончить летные
испытания ракеты, запускаемой с наземной пусковой установки, к концу 1961 года.
1 ноября три первых ракетных полка в г. Нижний Тагил и п. Юрья были
подготовлены к заступлению на боевое дежурство. Начиная с мая 1960 года,
проводились опытно-конструкторские работы, связанные с реализацией пуска
модифицированной ракеты Р-16У из шахтной пусковой установки. В январе 1962 года
на полигоне Байконур был проведен первый пуск ракеты из ШПУ. 5 февраля 1963
года началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка (г. Нижний
Тагил), вооруженного БРК с этими МБР, а 15 июля этого же года этот комплекс был
принят на вооружение РВСН. Р-16 имела защищенную автономную инерциальную
систему управления. Она включала автоматы угловой стабилизации, стабилизации
центра масс, систему регулирования кажущейся скорости, систему одновременного
опорожнения баков, автомат управления дальностью. В качестве чувствительного
элемента СУ впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена
гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы системы
управления располагались в приборных отсеках на первой и второй ступенях. КВО
при стрельбе на максимальную дальность 12000 км составило около 2700 м. При подготовке к
старту ракета устанавливалась на пусковое устройство так, чтобы плоскость
стабилизации находилась в плоскости стрельбы. МБР Р-16 оснащалась отделяемой
моноблочной головной частью двух типов, отличавшихся мощностью термоядерного
заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт).
Р-36орб (индекс 8К69, по классификации НАТО — SS-9 Mod 3 «Scarp») Год принятия
на вооружение 1968 Максимальная дальность стрельбы, км. неограниченна в
пределах одного витка вокруг Земли Количество ступеней 2 Стартовая масса, т
181,3 Забрасываемый вес, кг 3648 Разработка стратегического ракетного комплекса
Р-36 с орбитальной ракетой 8К69 была начата 16 апреля 1962 года в КБ «Южное».
Такая ракета обеспечивает некоторые преимущества перед МБР: • Неограниченную
дальность полёта, позволяющую поражать цели, недосягаемые для баллистических
межконтинентальных ракет. • Возможность поражения одной и той же цели с
противоположных направлений, что вынуждает противника создавать противоракетную
оборону как минимум с двух направлений. При этом стоимость такой обороны
значительно возрастает. • Сокращение времени полёта орбитальной головной части
по сравнению со временем полёта головной части МБР при пуске орбитальной ракеты
по кратчайшему направлению. • Невозможность прогнозирования района падения
боевого заряда во время нахождения на орбитальном участке полета. Состав
ракетного комплекса и конструкция ракеты во многом аналогичны базовой Р-36.
Система управления, ориентации и стабилизации ОГЧ — автономная инерциальная.
Она дополнена радиовысотомером, который контролирует высоту орбиты дважды — в
начале орбитального участка и перед подачей тормозного импульса. Тормозная
ступень предназначена для обеспечения спуска ОГЧ с орбиты. Она оснащена собственной
двигательной установкой, автоматом стабилизации и автоматом управления
дальностью, выдающим команду на выключение ТДУ. В ходе летно-конструкторских
испытаний было испытано 19 ракет, из них 4 пуска были аварийными. В семнадцатом
пуске было осуществлено спасение головной части с помощью парашютной системы.
Летные испытания ракеты были завершены 20 мая 1968 года, а принят на вооружение
ракетный комплекс был 19 ноября 1968г. Первый и единственный полк с 18
пусковыми установками для орбитальных ракет 8К69 заступил на боевое дежурство
25 августа 1969г. С боевого дежурства орбитальные ракеты 8К69 были сняты в
январе 1983 года в связи с заключением Договора об ограничении стратегических
вооружений (ОСВ-2). В этом договоре было введено ограничение на размещение
ядерного оружия в космосе. В дальнейшем на базе ракеты 8К69 было создано
семейство ракето-носителей «Циклон».
http://petrov1.mylivepage.ru/file/indexР-36орб.avi (Скачать файл)
На протяжении более 40 лет своего существования «Хартрон» сотрудничал со
многими предприятиями, конструкторскими бюро, НИИ Советского Союза. В 90-х
годах им руководил выпускник ХПИ Я.Е. Айзенберг. Яков Ейнович начинал как
инженер-исследователь завода «Коммунар», затем возглавлял группу ОКБ № 692, был
начальником лаборатории, комплекса КБЭ, заместителем главного конструктора,
генерального директора по научной работе, исполняющим обязанности генерального
директора и главного конструктора НПО «Электроприбор», а в 1990 году назначен
генеральным директором, генеральным конструктором НПО «Хартрон». Яков Ейнович
Айзенберг умер за пределами Украины от онкологического заболевания.
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7940_image...
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7921_2.jpgНа одном из совещаний высшего руководства "Хартрона" в апреле 1967
года Генеральный директор и Главный конструктор Владимир Григорьевич Сергеев
предложил обсудить и решить вопрос о концентрации сил на одном из направлений.
Все руководители ведущих подразделений: Я.Е.Айзенберг, А.И.Кривоносов,
Б.М.Конорев, А.С.Гончар и др. высказались за использование бортовой ЭВМ собственной
разработки, поскольку в "нужную" машину было практически невозможно
вносить необходимые изменения в программное обеспечение, что резко замедлило бы
разработку новых систем управления. Единогласно принятое решение начало быстро
исполняться. Уже в 1968 году был испытан первый экспериментальный образец
бортовой ЭВМ на гибридных модулях. Через 6 месяцев появилась её трёхканальная
модификация на монолитных интегральных схемах. В 1971 году, впервые в СССР, был
произведен запуск новой ракеты 15А14 с системой управления, включающей бортовую
ЭВМ. В 1984-1988 гг. в "Хартроне" одновременно выполнялось два самых
объёмных и ответственных заказа - разработка систем управления для СС-18 и
ракеты-носителя "Энергия". Это потребовало от руководства и всех
специалистов максимального напряжения сил. Работы шли круглосуточно, без
выходных, зачастую люди ночевали на рабочих местах. Самой главной наградой за
труд были два успешных запуска ракеты-носителя "Энергия" (22.02.1986
г. и 15.11.1988 г.) и успешное проведение натурных испытаний и сдача на
вооружение ракеты СС-18.
http://petrov1.mylivepage.ru/file/indexМКС _Энергия - Буран_.avi (Скачать файл)
Межконтинентальная баллистическая ракета "Воевода" Р-36М2. 15А18М (РС-2ОВ)
SS-18 "Satan" (Сатана) " 21 марта 1986 года - пуск ракеты РС-20В
из шахтной пусковой установки на площадке № 101.
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7985_%D0%B...
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7986_101.J...
Ракета нормально стартует, но только выйдя из ствола шахты, вдруг начинает в
нее обратно опускаться... Взрыв 200 тонн топлива ракеты внутри шахты был
мощнейшим: 100-тонная защитная крыша улетела как перышко, обломки пусковой
установки усеяли округу. На месте пусковой установки образовалась воронка, как
кратер после извержения вулкана. Жертв не было".
http://petrov1.mylivepage.ru/file/indexР-36М2.avi (Скачать файл)
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7912_image...
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7916_image...
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7988_ICBM_...
17.01.2008 На космодроме Байконур продолжаются интенсивные работы по подготовке
к первому пуску ракеты космического назначения «Зенит-3SL B» («Зенит-3М»). В
монтажно-испытательном корпусе площадки №42 расчеты Федерального космического
центра «Байконур», головного предприятия и байконурского центра эксплуатации и
испытаний КБ транспортного машиностроения, ГКБ «Южного» (Украина) и
«Южмашзавода» (Украина) завершили комплексные испытания систем ракеты-носителя
и проводят анализ телеметрической информации по результатам испытаний.
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7980_42.jp...
На стартовом комплексе площадки №45 идут стыковочные испытания систем, ведется
монтаж и проверки оборудования.
http://petrov1.mylivepage.ru/image/1211/7981_45.jp...