collapse

Автор Тема: Самарская легенда Байконура: 26 сентября 1983 года  (Прочитано 11983 раз)

Оффлайн EugenАвтор темы

  • Administrator
  • *
  • Сообщений: 9041
  • Пол: Мужской
  • в/ч: 40371 1987-1987
  • в/ч: 63582 1987-1989
Эта страница распечатана с портала www.SAMARA.ru
Адрес страницы: http://www.samara.ru/paper/56/3925/66774


Песня в mp3: http://chijiki.narod.ru/mp3/p14j83.mp3  Источник http://chijiki.narod.ru/


Самарская легенда Байконура: 26 сентября 1983 года
--------------------------------------------------------------------------------


Начиная с 1964 года, куйбышевскую-самарскую стартовую команду на космодромах неизменно возглавляет Александр Михайлович Солдатенков. Герой Социалистического Труда, заместитель Генерального конструктора Государственного научно- производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс". Он - технический руководитель пилотируемых стартов, на байконурском жаргоне - "пускач". Для всех наших космонавтов он не просто легенда, но и талисман: Солдатенков на старте - значит, все будет нормально. Бывший главный инженер Байконура, Валерий Меньшиков сказал мне, когда я попросила сказать несколько слов об Александре Михайловиче: "Я пришел на Байконур лейтенантом - он уже был там. Я ушел с Байконура генералом - он все еще там".

Все, кто бывал на космодромах, единодушны: самое прекрасное и величественное, что доводилось видеть в жизни - это удачный старт ракеты. И самое трагическое и страшное зрелище - это неудачный старт. Конечно, техника остается техникой, и с ней случиться может всякое. К счастью, наши пилотируемые корабли уходили в космос на ракете-носителе "Союз" благополучно (тьфу! тьфу! тьфу! постучать по дереву! - люди космоса верят в приметы...). А единственный до сегодняшнего дня аварийный пилотируемый старт имел счастливый финал.

...26 сентября 1983 года на орбиту отправлялся работать экипаж в составе Владимира Титова и Геннадия Стрекалова. За 48 секунд до старта корабля "Союз-Т" произошло загорание ракеты-носителя. Руководители стартовой команды А. Солдатенков (от промышленников) и Алексей Шумилин (от военных) мгновенно оценили ситуацию и за две секунды до взрыва при помощи системы аварийного спасения корабль отстрелили. Владимир Титов и Геннадий Стрекалов благополучно приземлились на парашюте в нескольких километрах от Байконура.

Тогда, в 1983 году, о подобных событиях рассказывать было не принято. Потом, когда космические программы перестали входить в число государственных приоритетов, стало вроде бы не времени вспоминать о мужестве и героизме людей, работающих на космос, о надежности нашей ракеты-носителя "Союз", умной и проверенной машины. Однако техника остается техникой, и с ней могут случаться отказы. Но ракета-носитель "Союз" до последней секунды остается управляемой и послушной воле человека...

Байконурский офицер Игорь Чижик не был свидетелем того старта. Его служба на "Юге" началась позже. Но 26 сентября 1983 года стало байконурской легендой, и потому Чижик - он пишет не только стихи, но и музыку - написал о той ночи песню.

Геннадий Михайлович Стрекалов и Владимир Георгиевич Титов, летчики-космонавты, им первым - и, к счастью, пока единственным - пришлось испытать на себе систему аварийнойго спасения (САС), выразили несогласие с некоторыми строчками стихов И.Чижика. "Мы не были обалдевшими, и тому есть подтверждение: магнитофонная пленка с записью репортажа тех минут", - сказали мне космонавты. Но все же я думаю, что эти неточности можно простить (хотя, конечно, неточности чрезвычайно обидные для космонавтов) - все-таки атмосферу того события бард с Байконура сохранил!

А для полноты картины строки стихов Игоря Чижика комментируют главные герои - космонавты Владимир Титов и Стрекалов, "пускач" А. Солдатенков и В. Весновский, сотрудник Куйбышевского областного управления КГБ, работавший на Байконуре.

Я видел ночь сентябрьскую эту,

Я помню восемьдесят третий этот год,

Мы, как всегда, молились на ракету,

Хоть далеко не суеверный мы народ...

Геннадий СТРЕКАЛОВ:

У меня это был уже третий старт. И вдруг за два дня у меня появилось какое-то предчувствие. Или беспокойство? Я знал за собой такое - когда я очень хочу что-то сделать, усиленно готовлюсь, то бывают иногда срывы... Приезжаем на стартовую площадку. Обычная процедура проводов - доклад, журналистам надо ручкой махать, улыбаться... А на душе кошки скребут. И тут я еще некстати обратил внимание почему-то на пожарные машины. Или я их раньше не замечал, а в тот день увидел? Стоят расчеты пожарных в таких серебристых костюмах новеньких, как будто в боевой готовности... Сели мы в ракету, все идет нормально. И вот эта самая команда "Наддув". С нее все и началось.

Как не поверишь тут, на полночь ту взглянув,

В коварство случая и силу провиденья,

Уж слишком гладенько все шло на удивленье

До той команды проклятой "Наддув!"...

Александр СОЛДАТЕНКОВ:

Вы думаете, кнопку нажал - и все, ракета полетела? Нет, это целый цикл. Сначала проверяем, все ли кислородные клапана открылись. Сначала идет кислород, потом керосин, потом зажигание. И мы все время контролируем, все ли закрыто и открыто так, как положено. У нас главный принцип - если идет нештатная ситуация, которая может грозить разрушением ракеты или старта, то автоматика дает команду на отключение. Пусть потом бывают какие-то затраты - скажем, на переборку ракеты, но все же машина сохраняется, и стартовая площадка тоже. И до самого контакта подъема, когда ракета отрывается, есть возможность либо автоматикой выключить, либо мы визуально видим...

У нас порядок какой? В бункере два человека за перископом - стреляющий и я, технический руководитель. У стреляющего и у меня свои пароли. Мой оператор сидит за двадцать километров. У стреляющего тоже свой оператор. Они сидят на разных этажах, их солдаты охраняют. Мой оператор знает мой пароль, второй оператор знает пароль стреляющего. Если я один кричу, и мой оператор нажимает кнопку, ничего не будет. А вот когда мы вместе крикнем, тогда каждый оператор нажмет свою кнопку, и команда пройдет. А в тот раз мы просто остолбенели сначала, потому что никогда такого не было. Вдруг в момент, когда не должно было быть ничего, вдруг запустился двигатель. И, пока мы сообразили - а всего-то от момента неприятности до разрушения ракеты прошло 15 секунд... Но успели дать команду, система аварийного спасения сработала, вытащила космонавтов. Они в нескольких километрах благополучно приземлились. А ракета развалилась, и старт развалился...

Я помню - мозгу верить не хотелось,

И часом растянулся этот миг,

Когда с глухим хлопком ракеты тело

Взметнуло первый огненный язык...

Валентин ВЕСНОВСКИЙ:

Солдатенков - человек, который мгновенно принимает решения. Мгновенно! Он спас не один старт - правда, это были непилотируемые пуски.

Мы жили с Александром Михайловичем в одной гостинице и обычно ездили вместе в машине на стартовую площадку. В тот день Солдатенков, по-моему, беретку в гостинице забыл. А его старенький черный берет - многолетний талисман, непременная и важная часть предстартовых традиций.

Кроме наших, самарских, обычно на пуске присутствуют ребята из Москвы, из комитета бригада. И у нас тоже сложилась своя традиция: закуривать всегда по минутной готовности. "Протяжка-один" - сигарета в зубы, и задымили. Закуришь и ждешь. И сигареты как раз хватало до включения второй ступени.

И вдруг шум - как продувка. Непонятно. Потом какой-то хлопочек. А шумит - вернее, шипит, все громче. Осталось всего 10-15 секунд до старта - и пожар! Народ оцепенел, конечно. Руководство, представитель особого отдела, командуют ребятам: "На старт". Я говорю: "Чего там делать-то?" Пожарные проскочили, они начали тушить тут же; вездеход, который подбирал экипаж, отправился туда, где они опустись - со стартовой площадки и с наблюдательного пункта видно было, в котором месте шарик сел...

Шумилин "Взрыв на старте!" прохрипел,

И шарик с обалдевшим экипажем

Всего за несколько секунд до адской сажи

От обгоревшей туши отлетел...

Геннадий СТРЕКАЛОВ:

Мы не были обалдевшими. Есть у меня магнитофонная запись наших переговоров с Землей, я веду четкий репортаж. Только, как потом выяснилось, на командном пункте нас не слышали... Когда ракета начала трястись, я понял, что - вот оно, началось. Вибрация длилась секунды четыре. Потом прекратилась. Ну, думаю, вроде пронесло. И снова вибрация - такая, что вся ракета дрожала. Мы переглянулись, сгруппировались, мы были готовы... Шумилин не растерялся, Солдатенков не растерялся - спасибо им большое.

И были те, кто бросился и бил -

Отбить от бочек с окислителем огонь.

Но были, как всегда, и те, другие -

Те, что не пахнут, если их не тронь...

Беда распишет каждому удел,

Ведь потроха души не заменить протезом,

И друг мой плакал над пылающим железом,

А я за омертвевшим пультом цепенел...

Владимир ТИТОВ:

Шарик не перевернулся, приземлились нормально, в четырех с половиной километрах от старта. Мы сидели, вели связь, смотрели, как горит старт. На связи сидели наши дублеры, Кизим и Соловьев. Потом подъехали ребята, постучали в окошечко. Я стал открывать люк. Все хорошо, все нормально. Гена говорит: "Я еще посижу". Я говорю: "Ну, посиди, а я пойду покурю". Вылез, попросил у ребят сигарету - я тогда еще курил. Постояли, поговорили, поохали, повздыхали. Приехал на машине Юрий Павлович Семенов, потом Гена вылез. Потом вертолет за нами прилетел. Бегут ребята в белых халатах, с носилками - и валить нас на носилки. Я говорю: "Ребята, вы что? Очумели?" А они продолжают нас укладывать, думают, что мы просто в шоке - ломаные-переломаные, пока еще бегаем, но уже без ног, парализованные... Кое-как отмахались, чтобы не клали нас на носилки.

Ну, а потом мы дружно лезли в лужу

Под стартом рухнувшим, и, не жалея сил,

Его искали - он был нам очень нужен

Тот гад, который кашу заварил...

Валентин ВЕСНОВСКИЙ:

Пожарные быстро пламя сбили. На старте ведь есть автоматические системы пожаротушения. А долго гореть было нечему, кислород и горючее взорвались. Сама ракета тоже взорвалась практически, в лоток мало чего ушло.

Прошли на старт. С чего начинать? Начали рассматривать телеметрию, какой блок выпал, а дальше уже пошло изучение схем. И к утру пришли к выводу: причина в ДП-5. Это датчик электропневмоклапана сборки нашего агрегатного завода. Лазили, искали этот датчик следующих полдня по колено в воде...

Его нашли - куда он денется от нас,

Тот самый подлый передержный клапан,

Небрежно сляпанный какой-то пьяной лапой,

И проскочивший мимо сотни трезвых глаз...

Александр СОЛДАТЕНКОВ:

Когда у нас пилотируемый старт, у нас всегда повышенный спрос к самим себе. Это естественно. На самой заре, когда в Куйбышеве-Самаре только появились ракеты, предназначенные для пилотируемых пусков, они изготавливались по особым требованиям. Есть такая отметка - "ПКК", "пилотируемый космический корабль". И это означает, что каждая система, будь то двигатель, системы управления и все другое - проходят более жесткие испытания, чем, скажем, серийные. Помню, у экипажа Макарова и Лазарева была неприятность, когда двигатель третьей ступени не до конца доработал, и корабль пришлось сажать. И практически я больше и не помню, чтобы у нас были неприятности. Замечания бывали, но полет, к счастью, всегда заканчивался нормально.

И был ремонт бессонными ночами,

Давила сроками Москва - мол, нужен старт.

Ну, а потом награды получали,

Хотя на всех и не хватило тех наград...

А старт блестит, как будто не горел,

И вот уже ракета в фермы влезла,

И друг расплакался над новеньким железом,

А я от счастья за пультом оцепенел...

Александр СОЛДАТЕНКОВ:

Я считаю, если испытателю или надоело пускать, или он стал бояться ракеты - ему делать на полигоне нечего. Только люди, которые УВЕРЕНЫ, могут работать. А такие случаи, что человек стал просто бояться ракеты, бывали. Если мы видим, что специалист начинает ходить где-то в стороне, то это не работник. Значит - все, уходи. И он добровольно уходит.

Но каждый раз я пальцы крестиком кладу,

Хоть далеко не суеверный мы народ,

Когда доходит стартовый отсчет

До этой дьявольской отметины "Наддув".

Валентина ПОЛЕЖАЕВА

Посвящается замечательному самарцу, Герою Социалистического Труда Александру Михайловичу Солдатенкову, который 14 января удивительно скромно встретил свой 75-летний юбилей
Служил в 87-89  95А  ВСО

Оффлайн ant2

  • Участник МСБ
  • *
  • Сообщений: 1106
Как говорится, на таких людях земля держится! И что будет когда они уйдут... Мне довелось наблюдать развал серьёзного производства, и начался он не с прекращением финансирования, а раньше, когда пошла смена поколений в руководящих креслах.

Оффлайн T-REX

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 52
Я очень хорошо запомнил эту ночь ведь был совсем рядом и видел всё собственными глазами. 00-30,27-го сентября ( по Москве соотв.22-30, 26-го). Зрелище было одновременно ужасное и красивое в своём ужасе. То, что произошла нештатная ситуация, мы поняли сразу, ведь дозаправочная мачта ещё не отошла, а двигатель уже запустился!! Первая мысль была- ну, всё, сейчас и нас снесёт!! Слава Богу, обошлось,взрыва, как такового не было, был большой хлопок и пожар. Вторая мысль - всё, кирдык моему отпуску, обьявленному мне 9-го Мая, затем 22-го мая благополучно пропитому, потом летом два раза восстановленному и, наконец!!! разрешённому с 27-го сентября. Но обошлось и здесь, Байконур не перекрыли, отпуска не отменили, домой я попал.
И был это СОЮЗ-ТМ-13.

Оффлайн Стартовик

  • Участник МСБ
  • *
  • Сообщений: 2110
  • Пол: Мужской
T-REX Написал(а):
-------------------------------------------------------
> Я очень хорошо запомнил эту ночь ведь был совсем
> рядом и видел всё собственными глазами.
> 00-30,27-го сентября ( по Москве соотв.22-30,
> 26-го). Зрелище было одновременно ужасное и
> красивое в своём ужасе. То, что произошла
> нештатная ситуация, мы поняли сразу, ведь
> дозаправочная мачта ещё не отошла, а двигатель уже
> запустился!! Первая мысль была- ну, всё, сейчас и
> нас снесёт!! Слава Богу, обошлось,взрыва, как
> такового не было, был большой хлопок и пожар.

> И был это СОЮЗ-ТМ-13.

ПриколX(. На самом деле (:P)это был:P Союз Т-10-1>:D<

Оффлайн T-REX

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 52
Не  буду спорить, память уже не та, подводит, может и десятый. Суть ведь не в этом, а в том, что я был очевидцем этого, понимаете??

Оффлайн Кросс-Агата

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 22
Тоже помню эту ночь  , обьявлены спецработа , а мы приказа ждём, министр обороны должен подписать вотвот, вышли покурить-зарево,
 мы наверх - слышно ПСС теребят, потом сообщение космонавты целы (:D
10 пл. 1982-1984г. Ноябрь.

Оффлайн Эдуард69

  • Участник МСБ
  • *
  • Сообщений: 509
Слышал про этот случай, офицеры в части рассказывали, Шумилин уже генерал-майором был, начальником 1 ИУ, а когда это случилось, он на двойке командиром был?
31-32 пл.,в/ч33797,ноябрь87-89"ГРАН"

Оффлайн Стартовик

  • Участник МСБ
  • *
  • Сообщений: 2110
  • Пол: Мужской
Эдуард69 Написал(а):
-------------------------------------------------------
> Слышал про этот случай, офицеры в части
> рассказывали, Шумилин уже генерал-майором был,
> начальником 1 ИУ, а когда это случилось, он на
> двойке командиром был?

Шумилин был начальником 1-го управления в 1980-89 гг.

Оффлайн Султан

  • Участник МСБ
  • *
  • Сообщений: 9620
  • Пол: Мужской
Про наши "Союзы"
 
Версия для печати. Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru
http://www.inosmi.ru/stories/07/10/04/3517/221231.html
 

 
 
Русский рецепт: чем проще, тем лучше ("Chicago Tribune", США)
Я скорее доверюсь Ивану с разводным ключом, чем выпускнику Калифорнийского Политехнического с его научной степенью и навороченным компьютером
 
Майк Томас (Mike Thomas), 28 июля 2005
Пришло время сказать русским спасибо. Пришло время поблагодарить их за то, что они держали международную космическую станцию 'на плаву' пока 'шаттлы' разбирали по винтику в 'автосервисе' НАСА. Более двух лет они доставляли туда астронавтов, припасы и вывозили мусор. Без них нам оставалось бы только затопить МКС в океане или замотать топливные баки 'шаттлов' скотчем и надеяться на лучшее.

А ведь когда-то чиновники из НАСА хотели вообще выставить россиян из проекта МКС. Они жаловались, что у русских нет ни гроша в кармане, что они ничего не способны сделать вовремя. Эти неумехи-Иваны понятия не имеют о высоких технологиях: они только и умеют, что склепать пару канализационных труб, залить туда керосин, посадить сверху парочку астронавтов и запустить все это к сараю на орбите под названием 'Мир'.

Но Билл Клинтон (Bill Clinton) решил: русские должны остаться. Умный парень этот Билл! Дело в том, что русская космическая программа - более безопасна и надежна, чем наша. С тех пор, как 'Колумбия' сгорела в атмосфере, русские успешно доставили на МКС пять экипажей.

Русские действуют по принципу: все гениальное просто. Они впервые запустили корабль 'Союз' в 1967 г. У него отказал парашют и космонавт погиб. Еще три космонавта погибли в 1971 г., когда при спуске произошла разгерметизация кабины. Но после этого все пилотируемые полеты в СССР и России обходились без жертв. 'Шаттлы' же стали могилой для 14 астронавтов. Катастрофы 'Колумбии' и 'Челленджера' приостановили американскую космическую программу в общей сложности на пять с лишним лет и обошлись в миллиарды долларов.

Русские же, тем временем, просто летают в космос. Они разработали эффективную базовую конструкцию и остаются ей верны. Американцы создали куда более сложный в техническом отношении корабль, и сегодня, почти четверть века спустя, все еще не понимают, как он работает. Для запуска кораблей на орбиту русские используют ракету 'Союз', сконструированную еще в 1960е гг. Она стала 'рабочей лошадкой' их космической программы: на счету 'Союза' более 1000 запусков, он доставлял на орбиту все, что угодно - от военных спутников до космического туриста Денниса Тито (Dennis Tito). Такую ракету конструкторы называют 'простой как топор'. На ум сразу приходит пикап 'Шевроле' 1967 г. - он пробежал уже 245000 миль, насквозь проржавел, но все равно заводится с первого раза. Вот и русские ракеты надежны как скала.

Десятки лет эксплуатируя одну и ту же систему, вы изучите ее как облупленную, и сможете устранить любые неполадки. Вы гарантированы от неожиданных 'ударов в спину' из-за прогоревших уплотнительных колец или отвалившихся пластинок теплоизоляции. А если сбой и произойдет, вы сможете быстро выяснить и устранить причину. В 2002 г., когда 'Союз' с автоматическим кораблем взорвался на старте, русские быстро поняли, что это не связано с конструктивными дефектами, и меньше чем через месяц успешно осуществили пилотируемый полет. Сравните это с задержками из-за катастроф американских 'шаттлов'.

Русские потратили не одно десятилетие, чтобы свести к минимуму возможность любых неполадок космических систем, а мы все это время двигались в противоположном направлении. Если бы мне пришлось лететь, я бы выбрал 'Союз', а не 'шаттл'. Я скорее доверюсь Ивану с разводным ключом, чем выпускнику Калифорнийского Политехнического с его научной степенью и навороченным компьютером.

И в этом я не одинок. Когда китайцы - мастера технологического 'пиратства' - запускали свою программу пилотируемых полетов, они не стали красть чертежи 'шаттла', а скопировали 'Союз'.

В 2010 г. 'шаттлы' подлежат списанию. Высокотехнологичная система X-33, которая разрабатывалась для их замены, была настолько высокотехнологичной, что оказалась непригодной для практического использования, и от проекта пришлось отказаться после того, как на него уже было потрачено 1,3 миллиарда долларов. Теперь у нас появилось нечто под названием 'Пилотируемый исследовательский корабль' (Crew Exploration Vehicle): проект обойдется в 15 миллиардов долларов, а первый запуск запланирован на 2014 г. Вместе с ним в нашу космическую программу придут неполадки 'нового поколения'.

'Союз' же к моменту первого полета 'шаттла' верой и правдой служил своим создателям почти 15 лет, и будет служить и дальше - после того, как последний 'шаттл' встанет на вечную стоянку в Смитсоновском музее авиации и космонавтики. В отличие от 'шаттла', 'Союз' вечен. Меня нисколько не удивит, что нам снова придется полагаться на него, чтобы выручить из беды программу 'Пилотируемого исследовательского корабля'.

Слава Богу, у нас есть эти неумехи-россияне с их 'безнадежно устаревшей' космической программой!
61-я пл., в/ч 28554-Д - ноябрь 1973-апрель 1974
4-я пл., в/ч 14315-В (ОПРС) - апрель 1974-ноябрь 1975

Оффлайн SE_Blade113

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 72
Аварию в сентябре 1983г.,видел собственными глазами.Мы этот старт ждали ведь это был наш первый ночной старт.В это время наша часть на пл.110 обитала в палатках.Расселись кто где,на возвышенности,кто на столовую,кто на палатки,сидим ждём и дождались.Об этом по истечении такого периода времени вспоминать не столько страшно сколько больно.Но был смешной случай связанный с этим стартом.На крышу столовой уселись братья армяне,когда произошло вогорание и затем эхо взрыва докотилось до нас,я посмотрел на то место где сидели ары,но там Фома прошолся.Потом всю ночь летали вертолёты,нам было не до сна.
------------------------------------------------------------------
...так кто ж ты,наконец?                                                                                                          
    - Я - часть той силы,что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
                                Гёте."Фауст"

Оффлайн sergejdimitriev

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 13
Я тоже был участником ликвидации аварии в Сентябре 83-его,от начала и до конца.В составе аварийно-спасательной группы сначала
было 2 пожарных расчёта.Один с 2-ки и наш с 10-ки ВПК-434,всю ночь проливали стол,охлаждая ёмкости с окислителем.А на рассвете
начали разбирать кабельный канал,так как в нутри лотков тоже горел кабель.Зрелище было жуткое,стол пострадал сильно.Это был мой
последний пуск а потом награждение и дембель.Мне в службе по визло,многое повидал,пуски с разных  площадок,аэродром Юбилейный,
макет Ёнергии на старте и многоё другое.Прошло уже почти 26 лет а память не даёт забыть те интиресные годы.Сергей.
 

Ноябрь 81 - Декабрь 83 год.
Ноябрь 81 - Май 82 в/ч 59933  53 взвод.
Май 82 - Ноябрь 83 пл.10  ВПК - 434.

Оффлайн Салихзяныч

  • "Зина" с ОбьГЭСа, оригинальный куплетист
  • Участник МСБ
  • *
  • Сообщений: 4884
  • Пол: Мужской
  • в/ч: 33727 Пл. 251, декабрь 81-83
  • в/ч: 13223 Пл. 251, декабрь 81-83
sergejdimitriev Написал(а):
-------------------------------------------------------
> Мне в службе по визло,многое повидал,пуски с разных
> площадок,аэродром Юбилейный  
>
> Ноябрь 81 - Декабрь 83 год.

Сергей, когда ты был на "Юбилейном" и на каких объектах конкретно? Я ведь тоже служил в твои года, может и пересекались...
Зайнулин Валерий Салихзянович умер 5 апреля 2015
http://www.slusili-baikonuru.ru/index.php?topic=204423.0

Оффлайн sergejdimitriev

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 13
Салихзяныч Написал(а):
-------------------------------------------------------
> Сергей, когда ты был на "Юбилейном" и на каких
> объектах конкретно? Я ведь тоже служил в твои
> года, может и пересекались...
------------------------------------------------------------

Пересекаться мы с тобой  не могли,так как я был там проездом. Сейчас уже не могу вспомнить,толи пуск на 200-тке был или на 95-ю
ездил, дело не в этом. Было это в конце лета 83-его,я с пожарным расчётом  заехал на аэродром, в то время небыло ещё ни КПП,
ни заграждения. Мы немного прокатнулись по взлётке,аэродром тогда ещё не функционировал. В то время я и видел макет
" Энергии " на старте  250-ой площадки,ощющение было не пересказать. Я видел за свою службу много пусков, так как
наша команда была горнизонной  и мы всегда должны были предостовлять расчёт на ту площадку где должен быть пуск.
Ноябрь 81 - Май 82 в/ч 59933  53 взвод.
Май 82 - Ноябрь 83 пл.10  ВПК - 434.

 

* Calendar

Май 2025
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
[12] 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31